Это одно из фундаментальных собраний Древлехранилища ЛАИ УрФУ, насчитывающее 274 рукописных и 121 старопечатную книгу, было сформировало в результате работы уральских археографов в 1975–2000 гг. в Невьянском районе Свердловской области. Старообрядчество района, к настоящему моменту представленное по преимуществу часовенным согласием, более локально поморским (Таватуй) и белокриницким (Верх-Нейвинск), в ХVIII–ХIХ вв. составляло значительный процент населения. (Сторонников «древлего благочестия» к демидовской столице начала ХVIII в. привлекала прежде всего поощрительная политика «уральского государя» по отношению к старообрядчеству).
Хронологические рамки рукописей собрания – XVII–XX вв. Рукописи XVII в.: Минея праздничная 40-х гг. XVII в. (22р/354); «Лимонарь» Софрония Иерусалимского, второй половины XVII в. (115р/842), Титулярник Николая Спафария конца XVII в., выполненный скорописью одним из представителей сибирских служило-бюрократических родов Максимом Романовым (1р/17); список «Александрии» начала 80-х гг. ХVII в. (198р/4033).
К крюковым рукописям начала ХVII в. относятся Праздники беспометной знаменной нотации, содержащие сохранившиеся от византийской традиции пения архаические роспевы «аненайки» (Славник на Рождество Христово – 149р/987).
В числе рукописных кодексов ХVIII в. следует упомянуть Монастырский устав Иосифа Волоцкого (минейная редакция) 20-х гг. ХVIII в (59р/391); Сборник второй половины ХVIII в., со сказанием о явлении Богородицы Тихвинской в Новгороде (78р/686); Житие Бориса и Глеба, выписки из «Пчелы» (90р/723). Старообрядческий сборник XIX в. имеет в своем составе Житие Василия Нового и Григорьево видение, «Выписки из книги летописца Российской стране описание известное временных лет», «О начале словенского народа и первоначальнейших князей киевских», Слово о Удоне, епископе Магдебургском и др. (97р/746). Настоящей старообрядческой энциклопедией является Сборник, написанный в 30-х гг. XIX в. с житием Корнилия Выговского, выписками из произведений С. Денисова, остроумной старообрядческой рецензией ка астрономический труд О.Н. Митчелла «Небесные светила» и др. (2р/51). В другом историко-литературном сборнике XIX в. содержатся: оригинальное сочинение «Разговор между книжником и мальчиком», «Невьянский летописчик» (историческая хроника, написанная невьянскими мастеровыми), широко бытовавший на Руси апокриф «Беседа трех святителей» (24р/356). Интересны и многие другие сборники, включащие старообрядческие полемические сочинения (в том числе местных авторов), духовные стихи, памятники народного суеверия. В числе последних хочется отметить «Сон Богородицы» и «Сказание о 12-ти пятницах», которые имели в народной среде заговорно-охранительный характер (74р/554), Заговор и молитву Зосиме и Савватию о способствовании в пчеловодстве (83р.695) и др. Немаловажным материалом для исследования по истории старообрядчества могут служить материалы решений поместных соборов, письма старообрядцев XIX-XX вв. (в собрании более 20 ед. хр. содержат информацию подобного рода).
Литургическая литература ХVIII–ХХ вв. представлена не менее полно и составляет более 150 ед. хр. В числе памятников литургики обращает на себя внимание обширный комплекс певческих рукописей. Среди них трехкнижный сборник, объединяющий певческие кодексы традиционные для древнерусской музыкальной практики: Октоих, Праздники Обиход (194р/1783). Имеется и сборник нетрадиционного состава: две певческие Азбуки и Праздники (72р/494). Четырехкнижный Сборник включает в себя книги обиходного пения (Октоих, Обиход) с Азбукой редкой линейно-значковой нотации (всего известно 2 рукописи такого типа) и личником и предназначен для овладения основами музыки, а также перевода обиходных песнопений на новую систему нотации (92р/729). По типу избранных песнопений составлен пятикнижный Сборник: Триодь, Октоих, Обиход, Азбука с Фитником, Розники из Ирмология (69р/491). Среди знаменных сборников небогослужебного состава – сборник духовных стихов на крюках (160р/998).
Печать собрания XVII – начала XX в. представлена книжной продукцией Московского Печатного двора, типографии Киево-Печерской лавры, старообрядческими изданиями с выходными данными «Варшава», «Почаев», «Клинцы», «Вильно», «Гродно», «Супрасль». На многих кодексах сохранились уникальные записи разного свойства XVII–XX вв. В числе наиболее интересных: вкладная Никиты Григорьевича Строганова в Пыскорский монастырь на Каме 1610 г. (87п/3204), вкладная «бывшего игумена» Исайи в Тарский Спасский монастырь в Сибири 1643 г. (38п/3210) и др.
Created / Updated: 20 October 2017 / 20 October 2017
© Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin»
Remarks?
select the text and press:
Ctrl + Enter
Portal design: Artsofte
Contacts:
Tel.+7(343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Post address:
620083, Russia, Ekaterinburg,
Lenina str., 51
Address of the Laboratory:
Ekaterinburg, Turgeneva str., 4, room 478.