Начиная с 1973 г. свердловскими археографами проводится полевая работа в Кетовском, Куртамышском, Мишкинском, Притобольном, Юргамышском и некоторых других районах Курганской области. С этого времени начинает формироваться Курганское собрание, к настоящему моменту представляющее собой солидный библиотечный потенциал – 359 рукописей (XV–XX вв.) и 129 книг кирилловской печати (XVI–XX вв.).
На исследуемой нами территории издавна сложился один из крупнейших на Урале центров старообрядцев-поморцев, поэтому в основе собрания – поморская книжно-рукописная традиция. Период ее расцвета в данном регионе выпадает на вторую половину XIX – начало XX в. Менее значительны по объему рукописи, относящиеся к часовенной книжности. Небольшое влияние на локальную книгописную традицию оказала, хлыстовщина, распространившаяся здесь в конце XIX – начале XX вв.
Большинство рукописей в собрании относится ко второй половине XVIII – началу XX в. Более древних немного. Это прежде всего Апостол конца XV – начала XVI в. (95р/1208); орнаментированная рукопись «в лист», представляющая собой список «Великого Зерцала» второго перевода и определяемая 80-ми гг. ХVII в. (49р/1001), а также рукопись второй половины XVII в., содержащая выписки из Требника (76р/1028).
Кодексы богослужебного характера (за исключением певческих рукописей) в фонде не превалируют. Это объясняется как их живым бытованием в литургической практике местных старообрядцев, что, естественно, затрудняет задачу их собирания, так и в отдельных случаях не вполне оправданными принципами археографической работы (особенно на ранних ее этапах), предполагающими прежде всего интерес к документальным письменным источникам, произведениям старообрядческой полемики, древнерусским литературным повестям и т.п.
Крюковые рукописи (их в собрании 27) демонстрируют в большинстве своем регионально-главенствующую поморскую певческую традицию и представлены основными книгами древнерусского круга пения: Обиход, Ирмологий, Праздники, Трезвоны, встречающимися как в виде единичных памятников, так и в составе сборников. Отметим также принципы вычленения подборок песнопений из певческих книг и объединения их в сборники с учетом местных нужд, в целом характерные для поздней старообрядческой традиции (112р/1481). Особо следует выделить развернутые певческие руководства поморской традиции (63р/1015, 64р/1016, 110р/1448, 111p/1480 и т.д.), где даны все азы музыкальной грамоты от простого знамени до «строк мудрых». При этом строки, отобранные составителями для освоения знаменного роспева, не совпадают с общепринятыми в руководствах XVII в., что свидетельствует о значительных изменениях в ХVIII–ХIХ вв. в представлениях о знаменном пении. Среди музыкальных сборников небогослужебного содержания следует отметить сборники духовных стихов на крюковых нотах (4р/539, 6р/541). Большая часть певческих рукописей украшена поморским орнаментом. Некоторые книги имeют писцовые записи певцов: Якова Охохонина, Нифантия Федулова.
Из рукописей «в лицах» выделяются два списка Апокалипсиса. Один датируется концом ХVIII – началом XIX в. (87р/1176), время написания другого – рубеж XIX–XX вв. (34р/654). Миниатюры рукописей при традиционности иконографии и примитивности техники исполнения являются яркими образцами народного искусства. Сопровождая рисунки цитатами из текста, крестьянские художники создают развернутые повествовательные циклы, причем чувствуется явное подражание более древним образцам, в частности, рукописям самой распространенной среди Апокалипсисов Филаретовско-Чудовской редакции, признаки которой описаны Ф.И. Буслаевым. Второй список сохранил нам имя писца (И.А.Копылов), который, вероятно исполнил и миниатюры. В составе старообрядческих сборников ХVIII–ХХ вв. мы находим Сказание о Мамаевом побоище (17р/555); Повесть о взятии Царь-града (36p/680); Сказание о Магмет-Салтане И. Пересветова (28р/647. 39р/680); «Повесть о царице и львице» (31р/651); сочинения старообрядческих авторов – дьякона Федора Иванова (3р/538), Симеона Денисова (86р/1175), Ивана Алексеева (31р/651, 36р/689); Феодосия Васильева (36р/689), Гавриила Скачкова (40р/704), оригинальные старообрядческие сочинения местной традиции – «Родословие поморской веры на Урале и в Сибири» (31р/651, 37р/678, 58р/679, 96р/1209), «Вопросы Озерскому собору» (37р/678, 38р/679, 79р/1131), сочинения Т.В. Байдосова (45р/768).
Из фундаментальных комплексов письменных источников, включающих в себя кроме предметов старообрядческой книжности письма, протоколы постановлений поместных соборов и т.п., следует упомянуть архив И.А. Благинина, материалы из архивов И.Ф. Мокеева, Н.И. Федулова. Благодаря этим обширным комплексам перед исследователем во всем многообразии представляется развернутая во временной динамике картина споров догматического и организационного плана между местными поморцами в XIX-XX вв. (Довольно о.живленная полемика в основном по вопросу о браках продолжалась вплоть до 70-х гг. XX в.). К светской рукописной традиции относится альбом уездной барышни З.П. Кукаретиной (94р/1207), в который с 1915 по 1917 гг. записывали стихи ее друзья и родственники. Альбом украшен различного рода рисунками, колофонами, переводными картинками и являет собой ярчайший образчик уездно-мещанской культуры того времени.
Среди книг старой печати следует упомянуть экземпляр Львовского Апостола, напечатанного И. Федоровым в 1574 г. (35п/2675); Острожскую Библию, выпущенную первопечатником в 1581 г. (34п/2472); Триодь постную 1589 г. А.Т. Невежи (8п/2450). Издания XVII века представлены продукцией Московского Печатного двора. Из книг старообрядческой печати хочется отметить Часовник, датируемый 1732–1733 гг. и определяемый исследователями как могилевское издание (5п/2296). Большинство кодексов собрания несет на своих листах многочисленные записи ХVII–ХХ вв. владельческого, вкладного, купче-продажного, поминального свойства.
Создано / Изменено: 3 июня 2016 / 23 ноября 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478