Формируется за счет археографических поисков на территории Исетского, Ишимского, Упоровского, Ялуторовского районов Тюменской области. Экспедиции в эти районы проводились уральскими археографами в 1977–1978, 1980–1989, 1992–1993 гг. В результате деятельности экспедиции было собрано 257 рукописей и 82 книги старой печати.
Хронологические рамки рукописного фонда – XVII–XX вв. Рукописи XVII в.: Часовник, начала XVII в. (39р/135); эсхатологическое сочинение Михаила, адресованное Максиму Ивановичу в 1685 г. (155р/4006); Сборник сочинений и переводов Николая Спафария, конца XVII в. (183p/4392). Из рукописей необходимо назвать список первой половины XIX в. «Хождения» в Иерусалим Трифона Коробейникова и Михаила Огаркова 1593 г. (19р/1069); Сборник XIX в. со Сказанием о Наполеоне-антихристе, сочинениями о картофеле, табаке, патриархе Никоне (45р/1370); Сборник конца XIX в., содержащий прение Мартина в Консистории (52р/1377); рукописную «Повесть о царице и львице» конца XIX в. (99р/1793), ксерокопию рукописи второй половины XIX в. с историей ссылки жителей стародубских слобод (106р/1929); Лже-указ императора Николая I, датируемый первой половиной XIX в., и отражающий социально-утопические взгляды крестьян на самодержавие (109р/1932). Полно представлены произведения публицистического плана. В рукописях второй половины XIX в. до нас дошли: послание некоему Феодосию Ивановичу (124р/3975); сборник с посланием протопопа Аввакума Симеону (158р/4009); «Беседа старообрядца с игуменом Павлом» (180р/4389) и гектографированные Ответы И.И. Зыкова на вопросительное письмо Я.И. Максимова (190р/4472) и др.
Поражает обилие апокрифической литературы: «Иерусалимский свиток» (15p/1065); «Беседа трех святителей» (54р/1379), несколько списков «Сна Богородицы», один из которых переписан в одном сборнике с апокрифом о «Двенадцати пятницах» (17р/1067), другой – с двумя «наговорами» (176р/4375). В заговорах лечебного характера от зубной боли и лихорадки представляется картина пространственно-временной организации мира: от образов небесных сил и животного мира до «старой бабы» – традиционного персонажа обрядового фольклора, связанного с идеей смерти и рождения (59р/1384).
Из лицевых рукописей выделяется Месяцеслов, написанный в 1836 г. (105р/1928). При миниатюрном размере рукописи (в 16-ю долю листа) ее украшения, включающие в себя заставки, концовки, инициалы и лицевые изображения, выполнены с большим живописным мастерством и филигранной точностью деталей. Стилистические особенности орнамента заключаются в сочетании поморских традиций с элементами уральской декоративной росписи по дереву и металлу, что прослеживается и в манере исполнения растительных деталей и в традиционном для уральских росписей колорите. Золотой фон придает небогатым по цветовой гамме заставкам роскошный драгоценный вид. Рукопись иллюстрирована двенадцатью миниатюрами изображающими знаки Зодиака, соответствующе каждому месяцу. Интересно, что они лишены какого-либо мистического значения символов. Художник создает несколько пасторальных сценок, помещая персонажи в природное окружение, причем изображает их непременно в действии (Стрелец прицеливается в птицу, сидящую на дереве; Дева косит серпом траву и т.п.).
Старая печать собрания хронологически охватывает период с 1597 г. до конца XIX в. Среди наиболее интересных книг собрания: Апостол 1597 г., напечатанный Андроником Тимофеевым Невежей (21п/2833); Грамматика Мелетия Смотрицкого 1648 г. (14п/2744): экземпляр старообрядческой печати – Псалтирь с восследованием, Могилев, 1705 г. (24п/2836).
Создано / Изменено: 24 июня 2016 / 24 июня 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478