Исторические
стихи
Зауральского старообрядца-поморца[*]
С. 75
Я, человек сам ничтожный и грешный,
Стих про Церковь Божию сложил благоспешно.
Церковь наша Божия всеми оканфужена,
А в мире сияет, как в песке жемчужина.
Богом утвержденая бедным малым стадом,
Верой огражденная, словно полисадом,
Древния догматы в себе сохранила,
Врагам супостатам зделалась немила.
Ведет к Богу стадо узким путем тесным,
Тех, кто ограждается знамением двуперстным.
Ты была Христова до шездесят шестова*,
И вся наполнялась Божией благодатию,
Всегда наводнялась Христовою братией,
Тобою владели духовные лики,
На тебя глядели со злобой католики.
Ето лжеучители в Русь Святую посланы
От змия дракона з бесовским законом.
Они въяв ходили по земному шару,
Всегда наводили на християн кару,
Они навещали все грады и веси,
Мир к себе прельщали все равно как беси.
Они напустили на мир скорбь велику:
С. 76
Прежде всех прелстили Никона владыку*.
Никон к ним предался
И за дело принялся:
Склонил всю Россию
И царя Алексия*
К новому обряду.
Он за ети хитрости
Получил в награду –
Печать от Антихриста.
Ету печать зверскую,
Скверную, богомерскую
От владыки Никона приняли простыя миряне,
Купцы и дворяне.
И все цари и князи
Стали з бесом в связи.
А Божия люди верныя
Не приняли печати скверныя.
Они не хотели отступить от Бога,
Претерпели от злова Антихриста наказания много.
Жгли их живых в срубах,
И выбивали зубы,
С. 77
В темницах морили, // наносили раны,
Тысячи ссылали в дальния страны,
Пастырей лишали духовнаго сана,
Руки и ноги отсекали
И вытаскивали вне стана*.
Много претерпели горя наши претки,
В сердеце Бога имели и в вере были крепки,
Бодро шли на муки за Христову веру
Можно похвалится ихнему примеру.
От большаго горя и от сильной скуки,
Убегали в горы и предевали души Богу в руки.
Вся земля сырая невиною кровию тогда обагрилась,
Все желали рая и от Бога милость.
Божии страдальцы мало веселились
С теплою любовию к Господу молились
С. 78
Слезы пролевали целыми реками,
А нынешние мнимыя християне чтут их дураками.
С. 78
Молитесь, поморцы,
Пред иконою створцем.
Молитесь усердно, без числа, без меры,
Чтобы не отстать вам от истиной веры.
Молитесь Богу со слезами и кайтесь,
И со отпадшим народом не сообщайтесь.
Все слова исполнились Божиих пророков,
Конец вашей жизни уже недалеко.
Бывшии християне с пути совратились,
На Святую Церковь со злобой возмутились,
От которой все на свет родились.
Церковь порицают всякими укорами,
С. 79
А // святых людей Божиих зовут бракоборами,
А себя называют християнами,
Завел их диявол в общину обманами
Ети люди разделились на разныя толки.
Свели их в погибель наставники-волки,
Все они предались змию семиглаву
И все они возлюбили сего века славу.
Скоро им, окаянным, наказание будет,
И скоро Царь Распятый навек их осудит.
Не не осуди их, Боже, хотя дела их стали
Не на что не похожи.
Быть может, они и простятся
И не будут в етих новинах валятся.
А если не простятся, то в судный день
Нечем им будет оправдатса.
С. 80
Всем я вам известная Царица Небесная,
К вам, земледельцам, ныне я явилась,
Со Христом Младенцем излить свою милость.
От струпов греховныхг всех вас исцелить,
О делах духовных с вам поговорить.
Ох, скверный мир грешныйд,
Знамением двуперстным себя знаменуите
И християнами верными себя именуите.
Содержите веру, а не по примеру,
Ложную, не Божию и не куда негожую.
И в Церкви вашей бедной благодати нету.
Веть теперь не светлыя блестящия звезды,
Спросите о етом у пророка Ездры*.
С. 81
Вы пуще // всех збесилися
И с пути совратилися,
Лутше себя вы крестите,
У кого спросилися?
Гибель себе ищите, а миру обиды,
А в книге Кириловой* пишытесь вы жиды.
Ведь жыды не Божии и церковь их пустая,
И вы на их похожии, и ваша не святая.
Гордо поступаите против Божией воли,
Все вы твердо знаите, что писано в Символе:
Едино Крещение*.
Господь сказал Вам: «Кто похулит Дух Свят –
Нет тому прощения»*.
Крестите крещенных водою и Духом,
Которы крещены не в вашей Обуховой,
А в Сумках и Дубровном и отцом духовным*.
С. 82
Божиим иереем // покойным Андреем*,
А не вам, евреям.
На всех на вас смущение давно уже нашло,
И с вас самих крещение давно уже сошло.
Думайте, что святость в вашей толко церкви,
Зато вами и овладели черти.
Как на суд вы явитесь в последний день Божий,
И как вы оправдайтесь пред Судиею Грозным.
А что Судия скажет – ето всем известно:
Руки и ноги свяжет крепко и тесно,
А потом кинут вас в езеро кипящее.
Тогда не поможет вам
С. 83
Божия Мать скорбящая.
Мать святая просит,
Всем вам велит ето бросить:
Вашу веру мнимую,
А принять вами гонимую.
И если вы покаитесь живы на сем свете,
Тогда вы избавитесь от дияволской сети.
Я не богослов, а Божий раб скорбящии,
Написал немного слов про козлов смердящих.
К вам явился тайно Спас,
Заклинать неверных вас.
Вы от Бога отлучились,
В огнь вечный заключились.
Прежде были християне,
А теперь как арияне.*
С. 84
От старой веры отошли,
А себе новую нашли.
Соблазнил вас поп Анфим
И вы погибли вместе с ним.
Поступил он с вам без меры,
Вас отвел от старой веры.
Вам известно, мертвецы,
Как верилиж ваши отцы –
Вы возмите с ниих пример –
Не искали разных вер.
Отцов крепче были деды,
От врагов терпели беды.
В муках з горем они жили,
Старой верой дорожили.
Они мало веселились,
Зато в светлый рай вселились.
А вы в миру засуетились,
С. 85
Зато в бездну провалились.
Вы поверьте унияты –
Все дела ваши не святы.
Не трудитесь, не поститесь,
А лутше к вере обратитесь.
Тогда будет вам отрада –
Вы избавитесь от ада.
Бог всегда ждет покаянья
От народов окаянных.
Если вы не обратитесь,
То спастися не надийтесь.
С. 85
зСтих 5. О соборе Гагаринскомз *
Стих новый о последних соборах и о раздорах.
Взволновалось море, возмутились воды
Собрались народы в село Гагарье
З ближних селений, а также и з далних.
С. 86
Сошлись они не для пира, // а также для устройства мира
Будет вам, народы, себя безпокоить
В нынешнее время мир вам не устроить.
Мир давно скончался. Я пишу вам вкратце.
Прошло годов много – двести уже дватцеть.
За мир вы ухватились поздно –
Раздоры в вас крепко вкоренились.
Не было такого собора, чтобы не побранил.
И вер наделали вы много
И етим вы гордитесь,
С. 87
А на Христову веру всегда вы все злитесь.
Поетому вы не християне, а сектанты.
Все вы двоеданы* и всем вам даны от Бога таланты*.
Вы земныя жители прикупа не зделали
Бога Вседержителя етим вы прогневали.
Бог [о] вас заботится, хочет вас пасти,
И всех земных жытелей
В небесныя обители хочет привести.
Он судьбы вам строит, о всех вас хлопочет,
Всех вас успокоить хочет.
А вы не стремитесь Господу во след,
Друг на друга злитесь много уже лет.
С. 88
Давно вы все // збились со истиной пути
Типерь не знаите, куда вам и итти.
К жилищем небесным идут путем тесным.
Веть вам известный путь тесный.
Чтобы к Богу приблизится
Надо вам веть унизится.
Это невезможно, совсем не годится,
Чтобы мог велможа нищим обратится,
А нищий тоже Божий, а также и верный,
А вам кажется скверным.
Господь явился к нищим, и нищии его приняли,
А богатые его распяли.
Вам, людям раздорным,
Надо путь просторный,
Свободный, пространный, царем земным даный.
С. 89
Людям // болшемощным жить надо роскочно –
Не желают они рая, а дорога им жизнь земная.
Веть вы все родились от праотца Ноя*,
А в одном доме делитесь на двое и на трое.
О етом съезжайтесь чясто на соборы,
Но плохо утверждайте свои приговоры.
Все истинну ищите и на нее злобою дышите,
Гонитесь за стариной, а сами идите стороной.
Будет вам бесится, по два да по три раза крестится.
По вашей ревности не вернуть вам древности.
Время благодатное давно уже скончалось,
А праведное от праведного давно уже отнялось.
С. 90
Стих не про святых
Последний день страшный все к нам приближается,
А вера Христова все уничтожается.
Дожило все племя до смутнаго время,
А на християн гонение прекратилось –
Дал царь всем свободу*.
В горния селения мало идет народу
И по всему свету размножились секты.
Между етих жителей явились и крестители.
Скажите на милость, отколь ети секты на земле явились?
Они словно беси с неба свалились.
Беси не хотели жить с Господом Богом
С. 91
Они возгордились – за то света Божия навеки лишились.
И все ети секты прежде жили в вере и во свете,
А потом их запутали беси в свои сети,
Они силно возгордились,
От веры отцовской давно отделились,
А к новой, бесовской, крепко прилепились,
И Церковь Христову они разодрали,
А нравы Антихристовы чють не все забрали.
Божий враг Антихрист теперь величается,
Что бывшии християне к нему прилучаются.
Они от Антихриста мало отличаются,
Толко лжехристиянским званием
Да крестным знамением.
Сей род окаянный ныне уподобился злым никониянам.
С. 92
Християнами сабя именуют,
А на истинных християн злятся и негодуют.
И никонияне прежде християн были,
А християн гнали, мучили и били.
Если бы двоеданам воля была дана,
Всю святую веру они бы изтребили,
А християн верных всех бы они перебили.
Они опровергнули веру, утверждаемую Вселенскими Соборами,
А в ней пребывающих зовут бракоборами,
А сами подписались в общину,
Как к трупу издохшему.
Вся ета свита давно уже не имеет Параклита*.
С. 93
О вы, люди заблудящие, заражены вы всякими ересями,
Будите ввержены в озеро кипящее
И будите гореть вместе з бисями.
О богоотступницы, куда вы попали,
Ради женской подпупицы от веры вы отпали.
Всегда на соборах заводите споры,
Больше все о браке.
Бывают и ссоры, чють и не до драки.
Да кто вам возбраняет – брак вы совершайте,
Но толко и тайну брака признавайте,
А християн, признающих тайну брака,
К себе не прелщайте.
С. 94
кСтих 7. О Дубровском соборек *
Я человек скорбящии, самый ничтожный,
А стих страшный про мир заблудящий сложил.
Собрались старики, росеицы и сибиряки,
В деревню Дубровно по делам духовным.
Это общество принявшее новшество
Подписались в общину к трупу издохшему,
Сошлись они не молится, а в вере укрепится.
Еще и о том посудить, кого в попы посадить.
Лутче бы вам вина напится, чем в попы садится.
С. 95
Всякий бы из вас выпил,
Как и зделал ваш настоятель Викул.
Будте безпоповския, вы люди таковския,
Вам попа не нужно, вам с попом будет хуже.
Поп веть вас не спасет,
А толко вред вам нанесет.
От попа плохая прибыль,
Поп сведет вас всех в погибель.
Не спасают попы душы,
У них глаза очень завидущи.
Угождают они все мамону,
Предались они богу иному,
Старой веры все лишились,
А к новой крепко прилипились.
Прежде были попы-звезды,
А ныне почти все идут в бездну.
У нынешних попов и мысли даже померкли,
С. 96
Изменили они и // службу в Церкви.
У попов не стало Божия силы
За то, что они старое с новым смесили.
Я пишу вам слов немного, о том всем известно,
Что старое, то от Бога, а новое – то от беса.
Вы люди отпадшия
Своей верой скверной себя утешаите,
А верных людей во истинне оставших
К себе не прелщайте.
И вы величаитесь, что истинну нашли,
А того не замечаите, что от слова во тму перешли,
О земныя жители, вы не християне,
А на християн гонители.
На Христову Церковь все вы возмутились,
С. 97
Ангели хранители за то от вас и // отлучились,
Из книги животной все вы изключились.
Истинных християн вы не изгоняйте,
А ад своими душами скверными наполняйте.
Вы не наполняйте венцы отпадшых,
Или повенчает Бог в старой вере оставших.
С. 106
Стих новый о раздоре, о Курганском соборе*
Взволновалось море и возмутились воды
Собрались народы
Со всех стран
В город Курган.
Собрались не для пира,
А для устройства мира.
Будет вам, народы, себя беспокоить
В нынешнее время мир вам не устроить.
Мир давно скончался.
Я пишу вам вкратце
Собралось народу много:
Четыреста двадцеть,
Февраля пятого.
Интересовало послушать всякаго.
И на етом соборе был избран председатель вскоре.
И нужен был председатель,
Как для порядку наблюдатель.
Председатель просит народ усмирится
И стать на молитву помолиться.
И затем Достойну всем хором:
Это так и следует пред собором.
Затем открылось собранье в молитвенном храме,
Днем, не очень уж рано,
В храме Пресвятой Богородицы Покрова
И Святителя Чудотворца Николы
С. 107
И председатель объявил собрание открытым,
и молчанием все было покрыто.
И во-первых предоставилось слово отцу Василью*
И он начал речь свою очень умильно.
Он недолго думал, объяснил все готовое,
А не придумывал ничего он новое.
Он держал себя степенно,
И говорил очень смиренно.
Он говорил не з гордостию,
А со смиренной кротостью.
Он говорил о причинах разделения,
И о том, что Малодубровский собор был в недоумение,
Что тот собор был с правилами неточны,
Почему и мир с крестителями оказался непрочным.
И с етого началась беседа.
Выступают на сцену, как два враждебных соседа:
Первый – отец Василий Самарин,
Большой частью на [Госпо]да был благодарен,
А второй – Мякинин Ипат,
Как жидовской адвокат.
Он стоял на своем упорно,
И кричал громко во все горло,
Оправдывал Озерский собор.
С. 108
[Откуда] // начался церковный раздор.
И говорил, что Озерскаго собора отцы
Тоже были не глупцы,
На нем присутствовали Михаил Чюваша
Да Колесовоский слепой Яша*.
Вот они-то и соборный акт, мол, утвердили,
И перекрещивать там поморян положили,
И етим весь мир соблазнили.
И первы они соблазнилися,
С пути совратилися,
Крещеных стали перекрещивать
У кого спросилися?
Гибель они себе нашли, а миру обиды.
А в книге Кириловой пишутся они жиды.
А жиды ведь не Божии,
И церковь иха пустая,
И вы на них похожии,
И ваша не святая.
И возвращюсь я о соборе назат
Для того, чтобы пояснее понять.
А тут на соборе Ипатовы поморки были
И почти всю публику удивили.
Диев и Раков* обругали всех християн всяко.
И было предоставлено Банникову слово
С. 109
И все было // готово.
И Банников кое-что сообразил
Чем Мякинина Ипата и погрязнил,
И всячески старался пояснить
Что Ипат на воздухе висит.
И Банников последнее сказал слово,
Что Ипат сял в лотку Хомутову*.
Етим он Ипата победил,
И всех его послушников возмутил.
И что же было не чудо, а диво,
Что выразил Нестер Данилов*.
Он от запальчивой ярости не сообразил
И всю публику поразил.
Он наверно забыл, что в молитвенном доме
И выразился о афедроне*.
И тут присутствовали и неверные,
И как услыхали выражения скверные,
Плюнули на ети слова и пошли,
И говорят, что до чего же уж старообряцы и дошли,
Ужели они ничего лучше и сказать не нашли.
И весь день в понедельник судили феодосиян,
Которых не имеет весь уезд Курган.
И решили судить под лицо.
Которые у нас здесь налицо.
С. 110
И так председатель собра//ния закрыл,
Но между протчим объявил,
Что завтра будет беседа з безбрачными,
Кто из них может беседу вести изящную.
И вот утром рано переполнено было в храме,
И сел на места народ
И мнимаго безбрачника провели вперед,
И с собой пригласили,
И на место посадили.
И председатель собрания
Просит внимания.
И предоставляется слово Ульянову,
Как сущему християнину.
Ульянов встал и начал объяснение,
И говорил ясно, без стеснения.
Объяснил последование готовое,
И ничто не добавил новое.
И говорил о браке,
Что мы понимаем двояко:
Признаем брак природный
И признаем Брак как Тайну, установленной
Не отступниками и не крестителями,
А Христом Спасителем
Мы его в скверну не вменяем,
А как Церковною тайну почитаем.
С. 111
Браки по // родительскому благословению мы совершаем,
А за несовершение священнотворимых молитв
Шестыя Тайны не полагаем,
Вследствие чего и отлучаем.
И ето понятие не новое,
А отеческое готовое.
Типерь судите, братие, насколько за ето мы виноваты,
А затем предложим и мы вопрос товарищу Ипату,
Как по вере бывшему нашему брату.
Вопрос предложен был о последование, а не о браке,
Но над етим и позадумался Ипатий,
И сидел нахмурился и молчал,
И ничего не отвечал.
А потом выступил Диев Естафий,
Ему наверно подшепнул Ипатий,
И Диев от вопроса уклонился,
И на ето даже весь мир возмутился.
И зделали Диеву на ето замечание,
С. 112
Почему он отвечает одним только // молчанием.
Потому что Диев ничто не сообразил,
А Ульянов его вопросом и поразил.
Если сказать ему, что Ульянова и его собратий
Последование не святое,
То и у мнимо брачных точно такое.
Если же ему святое объяснить,
То почему же Озерским и другими соборами
Положили християн крестить.
Вот поетому он от вопроса и ушол,
Да з другой стороны и зашол,
И начал укорять без всякаго разбора
Постановлением Гагаринского собора,
И нашел в нем что-то опасно,
Якобы с Писанием несогласно.
А ведь Писание говорит не просто,
Но Слово Божие, как меч обоюдоострый.
С. 113
Итак, // беседу закрыли
И перерыв на два часа объявили.
А после обеда собрались
И постановление Дубровского собора разбирать принялись,
Что Дубровский собор не мир укрепил,
А раздор вкоренил.
И даже Василья Самарина за ето укаряли,
Почему же вы, мол, первыя тот собор подписали.
Но Самарин Василей
Все-таки их осилил.
Себя оправдал
И Писанием доказал,
Что Малодубровский собор неточный,
Почему и мир вышел непрочный
Постарался Самарин угнетенных оправдать,
А крестителей, как отметников веры, старался всяко обругать,
И всякими позорными именами, не зазирая себя,
Что оттуда же и вышел.
С. 114
И сами и говорят, что у бракоборов, мнимых ими, Церкви нет.
Что за чюдо? Откуда же вышли сами-то на свет?
У мнимобракоборов, говорят, крещение скверно,
То и у крестителей не святое, наверно.
Итак, мнимобрачники между собою не смирились,
Потому что раздоры в них крепко вкоренились.
Хотя и все желали мира и Богу помолились.
И что за чюдо? Нечаенно тут же и побранились.
И не только люди сему злу подивились.
Даже небесныя светила свету своего лишились,
И в то же время было лунное затмение.
И всем ето было на удивление.
С. 115
И разбились // на разныя толки,
И между собою стали как козлы и волки.
И тут для написания резолюции комисию избрали
И резолюцыю написали.
И когда ее прочитали,
Тогда-то все и узнали,
Что крестители
Являются трех бывших соборов строгия блюстители:
Озерскаго, Галишовского и Дубровскаго.
Постановили, чтобы не в чем не изменить,
Раз положено что крестить, дак и крестить.
Здесь, читатель и слушатель, вонми,
Что и христораспинатели фарисеи к Пилату рекли,
Что возми И, возми, и распни И, распни*.
Но защитники не так резолюцию написали
С. 116
Все бывших три собора,
Как не согласны с правилами святых отцов признали,
И не согласились с оставшими,
И признали крестителей от веры истинной отпавшими.
А мнимых безбрачников как принимать,
И даже забыли и в резолюцыю записать.
А почему же они их забыли?
Да потому, что не так давно
В одном доме с ними вместе жили.
И все мы родились от праотца Ноя,
А теперь делимся в одном доме на двое и на трое.
О етом съезжаемся часто на соборы,
Но плохо утверждаем свои приговоры.
И вер наделали много,
И етим прогневали Господа Бога.
И народ легкомысленной
С. 117
Называет // всяк свою веру истинной.
Ранше были все християне,
А ныне сектанты и все вы двоеданы.
И всем вам даны были от Бога таланты,
А выб земные жители, прикупа не зделали,
И Бога Вседержителя етим вы прогневали.
Гонитесь за стариной,
А сами идете стороной.
Все якобы истину злобно дышите.
Истинную веру оканфузили,
Но она сияет, как в песке жемчужина.
Прошу вас, отступников, усмирится
Будет вам, отступницы, бесится,
По два да по три раза крестится.
С. 118
По вашей // ревности
Не вернуть вам древности.
Время благодатное давно уже скончалось,
А праведное от праведного уже отнялось.
В нынешний убо век
Смотри, всяк человек.
Грех уже скончался, а любовь простыла,
А истинная вера ушла в пустыню.
А люди хитрыя стали,
И не в чем уж и греха не признали.
Хотя и есть отцы духовны,
Но они заботятся толко о брюховном.
Овец худо пасут,
А только один другого грызут.
И при таких рассуждениях
С. 119
Народ остался при своих убеждениях.
Так с етим собор и кончался,
И кто как раньше жил,
При том и остался.
Засим затем делаю заключение
Сему стихотворению.
Если стих сей не прославится
Угодить я вам хочу
Буду рад, коли понравится.
А не понравится – смолчю.
Если написал что с недоуменья –
Во всем прошу у всех прощения.
[*] ЛАИ УрФУ. V (Курганское собр.) 99р/1406. Записная книжка-ежедневник на 1910 г. Сохранились С. 25–32, 35–62, 65–66, 75–98, 103–122. Часть страниц без текста. На С. 75–97 и 106–199 карандашем и чернилами, полууставом одной руки записаны восемь стихотворений. См.: Каталог старопечатных и рукописных книг Древлехранилища Лаборатории археографических исследований Уральского государственного университета. Ч. 1 /Сост.: С. А. Белобородов, И. Л. Манькова, А. В. Полетаев. Екатеринбург, 1994. С. 55.
Создано / Изменено: 6 июня 2016 / 24 июня 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478
Мы в социальных сетях: