ПРИЛОЖЕНИЕ
Ответы
австрийца
Дмитрия Семеновича Колегова* часовенному Александру Евстратьевичу Арапову*
Л. 4
Предисловие Колегова
Любопытному совопросителю Александру Евстратиевичу, с последующими вам здравия и [в]о Г(о)с(по)де сп(а)сения всеусердно желаем.
Сообщенные мне от вас ваши притязательныя вопросы я получил и, по несвободности моего иерейского долга и за невежество мое, поимел я грубость и ответил вам несоизволением отвечать на ваши вопросы. Но убедила меня христианская совесть. //
Л. 4 об.
Притом и ваше прошение со обязательством при вопросех, вами написаных, тако: Д[аниил] С[еменович], просим вашу любовь, аще желаете свое состояние утвердить и нас уверить, на нижеследующие вопросы сделать справедливое основание, не иначе как от правил с(вя)тых ап(о)с(то)л и соборов с(вя)тых о(те)ц, на каждый вопрос с доказательством Б(о)жественнаго ответство. Тогда мы безпрекословно и без всякаго сомнения обязуемся приступить к вашей вере, и не токмо //
Л. 5
сами, но и прочих должны увещевать в том же. Дозде ваше прошен(ие).
И сицевое ваше прошение с обязательством убедило меня приступить к решению оных вопрошений.
Ужасаюсь, как вы со всех сторон вопиете на нас неумолчно, что не может с(вя)щенство существовать на последнее время. Етот общий глас, исходящий от противников христова обетования, направляется к тому, чтобы вконец разстроить убеж- //
Л. 5 об.
дение сынов с(вя)той древлеправославной Ц(е)ркви и низвести их в какое-либо лжеучение. А свою неосвященную братию более привести в окаменосердие и неверие Хр(и)стова обетования и подпасть под титлу антихристовых предотечь, которыя потщатся истребить безкровную жертву (Кирил[л] Иер(у)салим[ский]. Лис(т) 78)*. Отсюда представляется точное подобие, что они, как бы противоположныя волны, сталкиваясь в один высочайший всплеск, хотят ниспровергнуть и потопить //
Л. 6
наш корабль – с(вя)тую Ц(е)рковь, стоящую под руководством с(вя)щенных правил и управлением старообрядствующей иерархии.
А потому мы, как чада ея, не стерпев равнодушно смотреть на свирепство бури сея, решаемся вступить в разсмотрение всех вопросов, возбуждаемых, для нашего замешательства, от безверия и лукавства наших сопротивников, и просим Г(о)с(по)да Б(о)га, чтобы он и среди свирепства упомянутой бури сохранил непотоп- //
Л. 6 об.
ленным мысленный корабль – нашу с(вя)тую древлеправославную Ц(е)рковь…
Л. 49 об.
Вопрос [14]. Которая у вас должна быть истина вера – мы не знаем; слышно, что есть окружники и неоружники и чего ради вы разделились ? Явите, Б(о)га ради, нескрытно.
Ответ 14. Если в преемстве рукоположения не только одной Белокриницкой митрополии, но и в других великих Ц(е)рквей, и даже при таких //
Л. 50
с(вя)тительских престолах, которыя учреждены были от самих с(вя)тых ап(о)с(то)л, произошли многия разделения (аз же павлов, аз – апполосов, аз же кифянин*), то неужели отсюда следует заключить, что учреждения таковых с(вя)тительских кафедр не было делом благочестивым ? Етот вопрос приложим к самой евангельской проповеди. И так же обвиняющие нас чрез разделение с(вя)щ(е)н(с)тва, произошедшаго от Белокриницкой митрополии, не ведают, как говорит ап(о)с(то)л, ни яже г(лаго)лют ни о них же утверждают (А[постол]. Тимоф. 1.7). А чесо ради последовал[о] //
Л. 50 об.
разделение ето, неуклончиво, по силе своей, разъясним, сколь знаем. Еже, ведомости ради православным, вкратце предложити, за помощию Б(о)жию, потщюся, яко да полезное о сем ведение прахом молчания не засыплется и в забытие не приидет.
Правда, что всякое доброе дело не делается бес препятс[т]вия. Вот при возобновлении нашей старообрядческой древлеправославной иерархии в Белокринице недолго пришлось порадоватся нашим архипастырям. И Исконный враг и ненавистник роду христианскому, и друг на //
Л. 51
севает плевелие (как удобно удобное для него время). Во-первых, по малочисленности иерархов и, во-вторых, по новости самой иерархии, которая в то время еще не успела глубоко и твердо окорениться и составить со всем старообрядчеством всем явственную и безспорную единост[ь]. И как должныя архипастыри и недремлющима очима провидели, что в среду старообрядцев, принявших иерархию, проникли лжеучение беспоповцев о пришествии в мир последняго Антихриста, которое ведет прямо ко отрицанию с(вя)щенства и самой иерархии, //
Л. 51 об.
которой принявшие ето лжеучение последуют. Ето лжеучение с наибольшею силою проявилось в 1860 годах в стародубских слободах, но здесь же встретило и наибольшее сопротивление. Чувствуя зловредность сего учения, но не имея сил противустоять ему, верныя учению предков старообрядцы, собрав 10 тетрадок, ходивших в стародубие по рукам сторонников антихристова пришествия, представили их в Духовный (старообрядческий) совет в Москве, требуя наставления, как веровать //
Л. 52
и как отражать беспоповския учения… //
Л. 52 об.
Духовный совет, найдя все ети учения д(у)шепагубным произведением беспоповской злобы против с(вя)щенства и хр(и)стопреданных таинств, долженствующих вечно пребывать в хр(и)стовой Церкви, признал необходимо нужным противу всех етих злоучений составить опровержение с ясным показанием, //
Л. 53
как и почему о всех перечисленных предметах должно разсуждать истинностарообрядствующим, что совет доверил исполнить нескольким лицам… Совет нашел и нужным обнародовать не одним подателям тетрадок, а всем по всей России и везде сущим истинностарообрядствующим //
Л. 53 об.
для руководства (потому что толки, тождественныя сказанным лжеучениям, волновали все старообрядчество по всей Руси), которое и названо Окружным посланием… //
Л. 67 об.
Но, к сожалению, по выпуске Окружного послания в лето от сотворения мира 7370 [1862] года образовались противоокружники и на издателей Окруж[ного] послан[ия] пременили басню Крылова (Свин[ья под дубом]*), и тем себя обличают… //
Л. 74
Вопрос 16. Несть ли в писании чли, что три Рима пало, а четвертому не быти ? Явите, Б(о)га ради, нескрытно, о каких Римах говорится в писании ?
Ответ 16. Конечно, вы ето натвердили от стариков неграмотных, о падении третияго Рима, но мы находим только о двух. Говорит константинопольский патриарх Иеремия русскому ц(а)рю Феодору Иоанновичу: Ветхии Рим падеся аполлинариевою ересию, вторый Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы есть обладаем, твое же, //
Л. 74 об.
о благочетивый ц(а)рю, великое ц(а)рствие, третии Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая в твое ц(а)рствие в едино собрашася, и ты един под небесем хр(и)стиянский ц(а)рь именуешися, во всей вселенней, во всех християнех (Кормчая. Лист 15)*. К етому от себя добавляют, что если и третий Рим, Российское царство, не устояло в благочестии, и уже четвертому Риму не быти. Но Хр(и)стос, установляя свою Ц(е)рковь и в ней до скончания дней ап(о)с(то)льское преемство, не обусловил существование последняго никаким городом… //
Л. 90
Возражение беспоповца. Вы гл(агол)ете о таине причащения, что нужно необходимо. Ето мы хорошо знаем, только не так разумеем, яко же вы, без разсмотрения ясти и пити. А мы: аще есть пришествия С(вя)таго Д(у)ха, //
Л. 90 об.
и претворяется хлеб в тело и вино в кровь, тогда и причащение. Аще ли не тако, то простый хлеб употребляете. Ефрем Сирин в 107 слове гл(агол)ет: Приемлет страшное оное тело не от человека и не от с(вя)щенника, но от серафима*.
Ответ 20. Удивительно! Сколько нелепости и явных несообразностей содержится в беспоповском толковании! Хощет удостоится при совершении безкровной жертвы лично видеть С(вя)таго Д(у)ха, где и многоочитии не смеют зрети, и анг(е)лы желают приникнути, но со страхом предсто- //
Л. 91
ят вокруг престола, понича очи на землю (в Златоустовой книжице о с(вя)щенстве)*. А тут простой мужик – невежа, с гордостию, надменный лезет не в свое дело и видет сверхестественно, куда строго воспрещается мирянину и взойти ногой (69 правило 6 Вселенского собора и Номокан[он], лист 686 на об. Глава 65)*. Видеши ли, вопросителю, что невозможное тебе и не позволяется, так лучше знакомся с б(о)жественным писанием и обрящеш[ь] живот вечный… //
Л. 101
Возражение безпопов[ца]. Можно ли вас признать пастырями, когда вы дел христианских не показываете: многи[е] у вас курят табак, бреют бороды, женщины ходят непокрытою главою, на браках пляска, и все еллинския обычаи за вами, и вы допускаете до причастия, которы[е] должны отлучены на 15 лет ? Не ведаете ли, что писание говорит: //
Л. 101 об.
Аще кто недостойне яст и пиет, в суд себе яст и пиет? Дайте сие, Б(о)га ради, писание.
Ответ 23. Что касается до возбранения ко с(вя)тому причащению тяжко грешащим, в патриарших требниках, пред чином исповеди, в наставлении сем вот что говорится: Сия вся должен есть испытовати восприемляи и тако запрещение даяти. Аще сия единою суть сотворьше или дващи, или трищи, и внутрь три десяти лет суще тех возраста всякого милования суть достоини…* //
Л. 102 об.
Далее о вашем зазрении. Когда мы начинаем изследовать жизнь начальствующих, то хотим быти сами рукополагателями учителей, и таким образом извращается все. Ноги становятся вверху, а голова внизу. Послушай Павла, который говорит: Мне же не велико есть, да от вас //
Л. 103
истяжуся или от ч(е) л(овечес)каго дне (А[постол]. [1] Коринф. 4.3)… //
Л. 124 об.
Возражение безпоповц[а]. Мы удивляемся ! Почему вы отступили от нас, и каковое вы основание
Л. 125
положили. Вы рождены в хр(и)стиянех и кр(е)щены, или исполнить вам евангельское слово, гл(агол)ющее: Всяк сад, его же не насади От(е)ц небесный, искоренится*.
Ответ 30. Основание положил я на слова Хр(и)ста Сп(а)сителя, который так заключая: …аще не несте плоти С(ы)на человеческаго и не пиете крови его, живота не имате в себе (Иоанн. Зач. 23*)… //
Л. 125 об.
таковыя ради вины и ужаснаго прещения я убоялся и поимел тщание выбраться из тьмы и сени смертной. Не спорю, что родители были христиане от роду, но впоследствии гнетом гражданскаго преследования было с(вя)щенство в наших бедных местах нарушено, и родители оставались без с(вя)щенства. И в таковом прискорбном положении я, несчастный, родился, и крещение производил надо мной старик. Как известно всякому, что старики крестят в воде неос(вя)щенной, и миропомазания нету. Значит не християнин (Вел[икий] Катих[изис]. Глав. 75. Лист 376) //*…
Л. 126
и в таком волчьем стаде был я до 30 лет. Яко блудный сын, удалихся на страну далече. И по времени, обличением б(о)жественнаго писания, пришед в разум и позна истинное хр(и)стианство, в котором и пребываю с м(и)л(о)стию Б(о)жию 4-й год… //
Л. 126 об.
Год от году безпоповцы присоединяются к Ц(е)ркви целыми партиями, и ихнее опщество вянет и сохнет… //
Л. 131
И тако, любезныя братие, одно остается вам – оставить все клеветы и поношения на старообрядческую Ц(е)рковь и прибегнуть к ней с верою и теплым покаянием, и она, аки мати чадолюбивая, не замедлит приняти во свое избранное стадо… Ниж-Тагила Д. С. Колегов, недостойный иерей.
*Колегов Даниил Семенович (07.12.1869 – после 1917). Родился в с. Дуброво Осинского уезда Пермской губернии, в семье старообрядцев-часовенных. Закончил православную сельскую школу. В 1883 г. ушел в скиты (Урминская волость Кунгурского уезда), позже жил в скитах братьев Калмаковых (близ Ялуторовска Тобольской губернии) и в Каслинском заводе. С 1889 г. – служитель при Верх-Нейвинской часовне. С 1891 г. – уставщик моленной в д. Лебедята Кунгурского уезда; с 1892 г. – в Черноисточенском заводе Верхотурского уезда. В 1895 г. познакомился с «австрийцами» и вскоре стал певчим в Свято-Троицкой старообрядческой церкви Екатеринбурга. 25 декабря 1897 г. в Москве рукоположен во священника Белокриницкой иерархии, был настоятелем храма в Нижнем Тагиле. В 1903 г. перешел в православие (на правах единоверия). В 1904 г. рукоположен в сан диакона Нижнетагильской единоверческой церкви. Позже служил единоверческим священником в храмах Нижнего Тагила, Выйского завода, Нейво-Рудянки. Вел активную миссионерскую работу среди старообрядцев.
[*]Александр Евстратиевич Арапов, крестьянин Верх-Нейвинского завода, старообрядец часовенного согласия, уставщик и начетчик.
СОКМ. С/м 21199. 1ПИ-6820.
Создано / Изменено: 6 июня 2016 / 29 ноября 2017
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478