Размещенный ниже текст является переводом на русский язык статьи, опубликованной в немецком журнале (Počinskaja I. V. Eine altgläubige Interpretation der Joannesapokalipse aus jüngster Zeit // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2015. № 3. S. 430–443). Она посвящена одному из интереснейших памятников поздней старообрядческой письменности из фондов ЛАИ УрФУ (см. электронные копии книг), поэтому мы хотели бы, чтобы и российские читатели смогли познакомиться с ним.
Русское старообрядчество, самое масштабное религиозно-общественное движение России, возникло как отклик на церковную реформу второй половины XVII в. Эта реформа наиболее ярко отразила осознание государством необходимости перехода от идеологии религиозного изоляционизма к православному универсализму. Она была направлена на сближение обрядовой практики русской православной церкви с греческой и западнорусской, что вызвало протест со стороны традиционалистски настроенной части общества. Сформировавшееся в рамках этого протеста движение старообрядцев создало направление в русской культуре, которое сохранило в качестве основного стержня древнейшие православные традиции, развивая и интерпретируя их в новых исторических условиях, используя для обоснования своей идеологии. Это определило своеобразие старообрядческой культуры, заключающееся в гармоничном сочетании старинных традиций с элементами новейших культурных тенденций.
Ил. 1. ЛАИ УрФУ. XIV.42p/421. Л. 204
Важнейшей составляющей старообрядческой идеологии являются эсхатологические представления, отличающиеся многообразием трактовок, которые возникли из-за неоднородности движения старообрядцев. Важное место в старообрядческой книжной культуре занимают сочинения о конце света и признаках его приближения, Втором пришествии Христа, Страшном Суде и ответственности человека за совершаемые грехи. Самым популярным сочинением этой тематики стал, конечно же, Апокалипсис. Особенно активно в России читали Апокалипсис с толкованиями Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской (VI–VII вв.). Традиционная русская книжность обязана старообрядчеству широким распространением иллюстрированных толковых апокалипсисов. Движение старообрядчества было направлено не только против официальной церкви, но и носило в значительной степени антигосударственный характер. Этот факт нашел отражение в том, что иллюстративный ряд некоторых списков толкового Апокалипсиса, откликаясь на злободневные проблемы определенного периода времени, представляет собой образец политической сатиры, обличения и даже карикатуры на некоторые исторические личности. Уральские старообрядцы известны как создатели наиболее ярких памятников письменности такого рода. Еще в первой половине XVIII в. Петром Заверткиным, предполагаемым основателем уральской горнозоводской школы иконописания, был выполнен список Апокалипсиса[1] в котором во главе войска Антихриста изображен царь Петр I и его ближайший друг и соратник А. Меншиков (ил. 1).
Традиции оценки представителей государственной власти как воплощение Антихриста продолжилось и в XX в.[2] Самым выразительным и эмоциональным памятником, демонстрирующим эту позицию, является толковый Апокалипсис уральского старообрядца Иродиона Уральского.
Имя Иродиона Уральского известно российским специалистам по истории старообрядчества XX в., однако, наши источники, позволяют добавить новые сведения об этом человеке и его творчестве.
В рамках часовенного согласия староверия[3]к которому принадлежит Иродион, сложилось целое литературное направление, пытавшееся трактовать мировую историю в контексте христианского вероучения через призму революционных событий в России начала XX в.[4] События первых десятилетий советской власти заставили представителей этого направления крайне критически оценивать весь период новейшей истории. Исходя из традиционных для старообрядцев представлений о пришествии Антихриста со времен патриарха Никона, они трактовали ситуацию XX в. как канун воцарения последнего Антихриста или уже его окончательное торжество. Этот этап земной жизни начался с России, затем в него вступил весь мир.
Литературным предшественником Иродиона Уральского был С. Я. Лаптев (о. Симеон, 1895 – после 1951), зауральский крестьянин, который большую часть своей жизни провел в сибирских скитах и был арестован в 1951 г. во время разгрома силами Министерства государственной безопасности одного из таких скитов. С. Я. Лаптев в ряде своих сочинений рассматривал советскую власть как ближайшую предшественницу Антихриста, а российскую современность как канун конца света[5].
Старшим современником Иродиона был старообрядческий писатель, ученик С. Я. Лаптева, А. Г. Мурачев (1921–2008). Мурачев предложил свою периодизацию истории, выделив семь этапов. В соответствии с этой периодизацией с 1917 г. начался пятый период, когда стали сбываться пророчества о наказании, уничтожении еретиков. Причем этот процесс стартовал в России, в которой воцарился лжепророк – КПСС. Закончится пятый период атомной войной, и выживут в ней только избранные[6].
Трудно сказать, был ли знаком Иродион с трудами своих предшественников в начале творческого пути, но он, наверняка, узнал о сочинениях А. Г. Мурачева в 1980-е – 1990-е гг. У двух писателей были общие знакомые, в частности, они оба находились в переписке с еще одним старообрядческим книжником – А. К. Килиным, с которым дискутировали о природе Антихриста. Таким образом, труды А. Г. Мурачева могли оказать влияние на развитие теории Иродиона.
Иродион Уральский приложил немало усилий для распространения своих сочинений с целью «предупреждения» человечества о грозящих ему кознях нечистого. Он тиражировал свои труды рукописным способом, привлекая для этого помощников. Списки его сочинений насчитывают многие десятки и бытуют среди старообрядцев от Сибири до западных границ России[7]. В частности, несколько списков разного времени имеется в книгохранилище Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета (Екатеринбург)[8].
Наиболее полно взгляды Иродиона Уральского нашли отражение в сборнике, подаренном автором ЛАИ УрФУ в 2001 г. Работу над ним Иродион начал в 1989 г. и закончил после 1994 г. На это он указывает в самом сборнике: «Шесть лет сижу, бывает сутками не сплю, мало ем и мало пью» и рядом сделана приписка: «уже 1994 г., а я еще не закончил»[9]. Результатом таких упорных трудов и стал сборник объемом в 491 л.
Сборник представляет собой рукопись на белых листах бумаги форматом во вторую долю листа (л. 378–434 – белая глянцевая фотобумага форматом во вторую долю листа), выполнена она двумя почерками: один из них, несколько корявый, принадлежит Иродиону Уральскому, второй, – красивый, округлый, четкий, его помощнику, некоему Владимиру Павловичу, в дальнейшем ставшему священником[10]. Этот помощник не только переписывал текст, но и редактировал стилистически (это особенно ярко видно при сопоставлении текста данного сборника с текстом другого, о котором будет сказано ниже). Как ни странно, речь идет, видимо, о православном священнике, т. к. в конце 1980-х – в начале 1990-х гг. в Нижнем Тагиле не было священников ни старообрядческих «австрийского» согласия, ни единоверческих.
Объяснение факту тесного сотрудничества старообрядца и приверженца официальной церкви можно найти в сочинении Иродиона. По сути, сформулированное им отношение к людям иной веры может быть определено как довольно широкая религиозная толерантность, оно близко к экуменической теории. По мнению Иродиона, не столь важно к какому вероисповеданию принадлежит человек, спасаются в вечной жизни представители разных течений христианства, важно, чтобы человек не метался от одной веры к другой, не предавал свою веру. Причем следует отметить, что Иродион различает понятия «вера в Бога» и «религиозный обряд», хотя и определяет второе понятие, как и первое, словом «вера». Он пишет: «Если из веры в веру будет человек переходить и запутается, и не узрит антихриста … Не нужно тянуть человека в каждую веру. Вера в Бога одна – умереть за Господа Бога Исуса Христа и стоять против Антихриста … И из всех обрядов будут спасены …»[11].
В рукописи 55 черно-белых фотографий миниатюр из лицевого Апокалипсиса, переписанного в 1924 г. неким «стариком Елисеем со старушкой, родом с Урала, трудились над книгой 3 года». Список копировал издание, напечатанное в Москве в 1712 г.[12] На фото сделаны подписи рукою Иродиона, комментирующие изображения в дополнение к основному тексту толкований. «Толкование на 55 миниатюр Апокалипсиса» является центральной частью сборника, где и изложена наиболее полно эсхатологическая теория Иродиона. Разъяснения апокалиптической символики строятся на ассоциациях с советской историей. Сочинения, обрамляющие толкования на миниатюры Апокалипсиса, дают дополнительную информацию о взглядах Иродиона Уральского. Например, в статье, посвященной разбору старообрядческого сочинения XVIII в. «Поморские ответы», четко сформулировано его духовно-чувственное понимание сущности Антихриста[13].
Эсхатологическая теория Иродиона Уральского имеет и другое оформление, без сопровождения иллюстративным рядом, без множества отступлений с рассуждениями по целому комплексу иных вопросов мировоззренческого характера. Такой текст, назовем его краткой редакцией, помещен в другом сборнике, составленном Иродионом Уральским, который также, как и названный выше, хранится в ЛАИ УрФУ[14]. Этот сборник крайне интересен для характеристики отношения старообрядцев к последним новшествам российской жизни, касающимся регистрации налогоплательщиков. Он составлен старообрядцами г. Ревды Свердловской области под руководством Иродиона Уральского.
Сборник представляет собой конволют форматом в восьмую долю листа, облаченный в бумажный переплет, на котором изображена отсканированная и распечатанная на принтере одна из иллюстраций лицевого Апокалипсиса. В основу сборника положена печатная православная брошюра, содержащая подборку различных высказываний о неприемлемости для истинных христиан идентификационного номера налогоплательщика, штрих-кодов, электронных карточек, так как они являются орудием ловли душ Антихристом. То есть радикальные взгляды представителей официальной церкви оказались созвучны старообрядческим. Брошюра дополнена вшитыми в нее двумя тетрадями, вторая из них содержит краткий вариант толкования на Апокалипсис Иродиона Уральского[15].
Для Иродиона появление и распространение идей коммунизма и социализма является признаками усиления власти Антихриста. В обращении к своим читателям он рекомендует им: «Строго и закономерно, убедительно и истинно по Апокалипсису утвердить в сердце, в душе и в уме, и в мыслях своих, что советская власть – это и есть идея Антихриста от Сатаны, последнее его царство, в которое Сатана через Антихриста поставит многим печать»[16] (ил. 2, 3).
Ил. 3. ЛАИ УрФУ VII.315р/5624. Л. 423 об.
Ил. 2. ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 397[17]
Центральным моментом его теории стало толкование 13-й главы Откровения Иоанна Богослова, в которой говорится о семиглавом и десятирогом звере, выходящем из воды. В представлении Иродиона, зверь – это советская власть, а ее рога – это «руководители партии и правительства»: «Семь голов – это Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Маленков, Булганин, Хрущев … и дополняются к ним еще трое – Брежнев, Андропов и Черненко и всего их 10». Последний же Антихрист – это малый 11-й рог, который исходит из десяти прежних, Антихрист с пятном в виде шестиконечной звезды на лысине – Горбачев[18]. Свою точку зрения автор подкрепляет ссылкой на устную традицию, утверждающую, что Антихрист должен родиться с отметкой, печатью. Из рассуждений Иродиона следует, что Антихриста он понимает расчленено: патриарх Никон был первым Антихристом, а последним – является Горбачев. Наиболее подробно из всех перечисленных в качестве голов зверя политических деятелей писатель характеризует Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Горбачева.
Триада Маркс, Энгельс, Ленин трактуется автором толкового Апокалипсиса новейшего времени как Троица Сатаны[19], шестиконечная и пятиконечная звезды есть печать Антихриста. Если шестиконечная звезда является антихристовой печатью потому, что она «жидовская», то «доказательством» принадлежности пятиконечной звезды врагу рода человеческого служит то, что в ее контур вписываются по буквам фамилии Маркс, Энгельс, Ленин[20]. Лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Иродион объясняет, как призыв объединиться под печатью Антихриста[21].
«Сталин: всех под страхом принуждал и увеличивал советскую власть, и принуждал в партию насильно», – пишет автор нового толкования на Апокалипсис[22]. Одним из основных подтверждений антихристовой сущности Ленина и Сталина, по мнению Иродиона, является установленный им «факт», что для выкладывания имен этих деятелей с помощью палочек («а палочки – это основа грамоты, и в них есть духовный секрет»[23]) или спичек необходимо 15 штук этих палочек, как и для выкладывания апокалиптического числа зверя – 666[24].
Горбачев «придумал перестройку от сотанинского духа. И увеличил цены, и томит народ, чтоб скорее подогнать к печати 666. И эту цель изполняют предотече антихриста, жиды и коммунисты ˂…˃ и последний он завершитель совесткой власти, и перед потретом Ленина стоял и клятву брал, это многие видели по телевизору, но не понимающие не разумеют, кто он есть»[25].
Рассматривая Россию как территорию, долгое время остававшуюся единственной хранительницей истинной веры, Иродион в духе старообрядческой идеологии считает, что с российских событий, связанных с отступлением от этой веры и начинается конец света[26]. Финал его будет выглядеть следующим образом: «И Китай нападет на Россию, и победит, а на него нападет другое государство и так далее разгорится земной шар. Но Америка заберет весь земной шар. В последнюю очередь и на него упадет огонь с неба и очистит Господь последний клочек земного шара»[27]. Эта мысль в разных вариациях многократно повторяется Иродионом. Наиболее подробно картину конца света он дает в заключительных конвойных статьях большого сборника: «Да, Горбачев-Антихрист, когда в последний раз в 1991 году уедет за границу, то заключат и подпишут договор и уберут главное оружие, чтобы войной уничтожить только людей и не повредить природу. ˂…˃ И горбатый Антихрист взорвет Москву, чтобы не вернуться в нее и приказ давать будет некому. И сразу же нападет (на Россию – И. П.) Китай и заберут Азию, вплоть до Урала, а с запада нападет Германия и заберет Европу. А потом схватится Китай с Германией. И когда силы ихние упадут, тогда нападет Турция и после всех войн Америка заберет весь земной шар и будет как одна семья. ˂…˃ на нее упадет огонь с неба, и сожгет последний клок земли, и будет земля новая, и воскресит всех Господь Бог вновь … и воздаст всем по делом своим каждому навечно»[28].
По словам одного из исследователей взглядов Иродиона Уральского Н. Д. Зольниковой, «Из этой полуграмотной смеси чего угодно с чем угодно все же можно извлечь некие реалии обыденного сознания и традиционных верований: здесь и привычные страхи перед агрессией стран, конфликты с которыми еще не изгладились из памяти, и противоречащие православному канону хилиастические идеи (к тому же отнесенные к Антихристу), и причудливо вывернутые на изнанку крестьянские представления о «земном рае» как изукрашенном месте … Уральские толкования на Апокалипсис второй половины XX в. – еще один пример адаптации к современности традиционного народного сознания»[29].
Кто же такой Иродион Уральский? В ходе экспедиций археографам Уральского государственного университета приходилось встречаться с ним и записывать его рассказы о себе и своем творчестве. На основании этих интервью установлены некоторые факты биографии старообрядческого писателя.
Настоящее имя Иродиона Уральского Токменин Владимир Георгиевич. Он родился в 1932 г. в д. Красногорке Исетского района Тюменской области[30]. Его отец, Георгий (Егор) Маркелович, во втором браке с Пестимеей Ивановной из д. Лепихиной, того же района, имел восемь детей. Владимир был шестым ребенком. В 1932 г., в период коллективизации, отец отказался вступать в колхоз, и был раскулачен. Семья Токмениных до разорения имела каменный дом, двух лошадей, коров. После раскулачивания, испугавшись более тяжелых последствий, под угрозой ссылки Георгий Маркелович все же вступил в колхоз. Семья Токмениных была старообрядческой, однако, вспоминая об отце, Владимир Георгиевич говорил, что он был «не сильно верующий». Интерес к вере, религиозной практике у будущего писателя Иродиона Уральского пробудила некая старушка Аполинария, жившая в Красногорке, когда ему было уже около 20 лет. Из 8 детей Токмениных только двое младших, Алексей и Екатерина, были приобщены к вере их старшим братом Владимиром.
Рассказывая о своем творческом пути, Иродион Уральский отмечал, что разрабатывать эсхатологическую теорию он начал с 20 лет и занимался ее пропагандой устно. Большое влияние на него оказали сочинения английского поэта XVII в. Дж. Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай», с прозаической, а затем поэтической версией которых будущий писатель впервые познакомился на рубеже 1950–1960-х гг.[31]. По его словам, в сочинениях Мильтона «есть правда истенная, и какая была война на небесах в невидимом духе для нас»[32]. Свое самое первое письменное изложение теории пришествия Антихриста он предпринял в начале 1975 г.[33] Но, как Иродион вспоминал, до выхода на политическую арену М. С. Горбачева не все апокалиптические аллегории были понятны, с его же приходом теория приобрела законченную форму и все иносказания Апокалипсиса прояснились[34].
Признаки стремительного приближения последних дней мира Иродион Уральский видит во многих реалиях современности, показывающих, что Антихрист обрел уже полную силу: распространение пьянства и табакокурения, культ жизни телесной и господство денег, губящее душу, введение электронных денег, электронных карт, компьютеризация, за которыми далее стоит чипирование людей и т. д.[35]. (ил. 4)
Ил. 4. ЛАИ УрФУ VII.315р/5624. Л. 416
На многих листах конволюта ЛАИ УрФУ. VIII.37р/5623(II) помещены записи с краткими комментариями Иродиона, которые также добавляют штрихи к портрету писателя и проливают свет на его творческую кухню.
В предисловии к этому сборнику, написанному Иродионом, он характеризует свой аскетический образ жизни последних лет и называет еще одного своего помощника, заменившего на этом поприще священника Владимира, некоего нищего, помогавшего за пропитание: «… да еще мне писать помогает нищий голодный за кормешку мою, а я пишу тихо и не грамотно, а своей дурной головой с духовных книг вспоминаю и делаю наброску ему писанину свою, а сам не моюсь и не стираюсь, ленивый для тела, чтоб оно не соблазняло не себя и не кого. И из грешного моего тела, откуда берутся газы? И в храм не хожу, молюся дома, потому что стал уже под семьдесят лет больной, но слава Господу Богу, что тело не зудится и нету вшей, и в сутки раз питаюсь, и в рот не чего не беру, от трапезы и до трапезы и трапезной молитвой уста свои затворяю, и трапезной молитве за болящих и милостыню творящих, и за здравие, и за упокой дополняю. И так писано, что тело удручайте, а душу спасайте и вот такое занятие мое, 40 лет этим занимаюсь, а тряпки на мусорке подбираю и этим на себе ношу и одеваюсь …»[36]. Иродион, считая свою писательскую деятельность, служением Богу, и в образе жизни уподобляется христианским аскетам, совершавшим подвиги во имя Божие. На вопрос, откуда он брал средства к существованию, Иродион отвечал, что жил на милостыню. На вопрос, преследовался ли властями за свои взгляды и их распространение, он отвечал отрицательно. Однако напомню, что по советскому законодательству трудовая деятельность была обязательной, гражданский правовой кодекс предусматривал наказание за тунеядство. Избегнуть наказания можно было только имея медицинскую справку о болезни, не позволяющей работать. Судя по физическому состоянию Иродиона в начале 2000 гг., он был человеком с крепким здоровьем. Это обстоятельство позволяет предполагать, что Иродион мог в советский период пройти через психиатрическую больницу и получить справку о душевном расстройстве и после этого уже с полным основанием не работать на государственных предприятиях. Еще раз подчеркну, это только предположение, сам Иродион не захотел говорить на эту тему.
Из устных рассказов Иродиона, его примечаний в обоих сборниках вырисовывается следующая технология работы писателя. Свою теорию со всеми аргументами и апелляциями к литературе он держит в голове. Запись текста ведет с помощью «секретарей», степень участия которых в обработке текста бывает разной. От нее во многом зависят стилистические и грамматические особенности сочинений Иродиона.
Необходимо отметить, что у большинства единоверцев писателя, не склонных к философскому осмыслению современности, предпочитающих в своей духовной практике опираться на традиционную литературу, сочинения Иродиона не пользуются популярностью. Он не имеет тесного общения со старообрядцами часовенного согласия Нижнего Тагила и соседних населенных пунктов (Невьянск, Таволги), в которых на протяжении всей истории уральского старообрядчества были сильные общины часовенных. Иродион поддерживает контакты с общиной г. Ревды, находящимся в 170 км от Нижнего Тагила, но и там писатель не пользуется большим авторитетом. Можно предположить, что причиной такого отношения единоверцев к Иродиону являются его личностные качества. Человек энергичный, увлеченный своими идеями, он подавляет собеседников потоком информации, которой хочет поделиться. Однако сибирский философ А. Г. Мурачев с его толкованием Апокалипсиса тоже не находил понимания у членов своей общины[37]. Это заставляет думать, что причиной непонимания оригинальных трактовок Священного Писания был все же традиционализм мышления основной массы старообрядцев.
Большая часть истории старообрядчества прошла под знаком преследования. Благодаря успехам в хозяйственно-экономической деятельности старообрядцам дореволюционной России в 1905–1906 гг. удалось добиться уравнивания в гражданских правах с сторонниками официальной церкви. Но эти же успехи в сфере экономики стали главной причиной преследований старообрядцев в годы становления советского государства. Значительная часть старообрядчества была отнесена к категории кулаков, богатых крестьян. Их имущество было конфисковано, многие попали в ссылки и лагеря. Конфискация постигла и семью Иродион Уральского. При Сталине, пишет Иродион, «утвердился крепкий учет и все измерял, за клок земли, кустик травы отдай ему деньги. Под свою лапу все забрал …»[38]. (ил. 5).
Ил. 5. VII.315р/5624. Л. 398 об.
Добавив к этому ярую атеистическую пропаганду советской эпохи, мы найдем объяснение появлению сочинений, подобных толковому Апокалипсису Иродиона Уральского, в котором традиционные средневековые формы самовыражения были использованы для высказывания отношения к современности. Этот прием создания литературно-публицистических сочинений изначально был свойственен старообрядческой культуре и сохранился до конца XX в.
Список сокращений, употребленных в статье
ИИ СО РАН – Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук
КПСС – коммунистическая партия Советского Союза
ЛАИ УрФУ – Лаборатория археографических исследований Уральского федерального университета
ОРКиР НБ МГУ – отдел редких книг и рукописей научной библиотеки Московского государственного университета
И.В. Починская
[1] ЛАИ УрФУ. XIV.42p/421.
[2] Агеева Е. А. Старообрядческая полемика об Антихристе на исходе XX века // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 1. Екатеринбург, 1997. С. 9–16; Зольникова Н. Д. Уральский толковый Апокалипсис // Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Старообрядцы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв. М., 2002. С. 416–425.
[3] Уже на рубеже XVII–XVIII вв. староверие разделилось на два течения: приемлющих и не приемлющих священство. Такое разделение связано с естественной убылью в рядах старообрядцев «истинного священства», то есть поставленного в сан до раскола, а епископов, которые могли бы поставлять новых священников в рядах старообрядцев не оказалось. Испытывая нехватку в священниках, часть старообрядцев обратилась к практике очищения (путем миропомазания) служителей культа, переходивших к ним из официальной церкви. Это направление получило название беглопоповщины. Часть этого направления, жившая на Урале и в Западной Сибири в 1840 г. оформилась в часовенное согласие (другое его название стариковщина). Часовенные отказались от практики приема священников из официальной церкви и перешли к беспоповской обрядовой практике.
[4] О представителях этого направления подробнее см.: Покровский Н. Н., Зольникова Н. Д. Старообрядцы-часовенные на востоке России в XVIII–XX вв.
[5] Там же. С. 239–277.
[6] Там же. С. 295–311.
[7] См.: например: ОРКиР НБ МГУ. № 2/93, 4/96, 5/96; ИИ СО РАН. № 14/90.
[8] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624; VIII.34р/ 5504; VIII.37р/ 5623 (I); VIII.37р/ 5623 (II).
[9] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 458 об.
[10] Архив фонозаписей ЛАИ УрФУ. VII.15 фн/51.
[11] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 361.
[12] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 380.
[13] Там же. Л. 356–356 об.
[14] ЛАИ УрФУ. VIII.37р/5623(II).
[15] Текст краткой редакции Апокалипсиса опубликован в статье: Починская И. в. Родион Уральский – один из последних писателей древнерусской традиции // Уральский исторический вестник. Екатеринбург, 2007. № 6. С. 67–76.
[16] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 456 об.–457.
[17] Низкое качество иллюстраций определяется таким их качеством в источнике.
[18] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 348. О том же. Л. 406.
[19] Там же. Л. 389.
[20] ЛАИ УрФУ. VIII.37р/5623(II). Л. 29–29 об.
[21] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 403 об.–404.
[22] ЛАИ УрФУ. VIII.37р/5623(II). Л. 27; О том же. ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 398.
[23] ЛАИ УрФУ. VIII.37р/5623(II). Л. 29.
[24] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 450.
[25] ЛАИ УрФУ. VIII.37р/5623(II). Л. 29 об.–30.
[26] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 447–449.
[27] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 431.
[28] Там же. Л. 439 об.–440.
[29] Зольникова Н. Д. Уральский толковый Апокалипсис. С. 423, 425.
[30] Последний раз уральские археографы с 9. встречались с в. г. Токмениным в 2001 г. Жив ли он в настоящее время, установить не удалось. По известному нам адресу он не прживает и среди умершихв г. Нижнем Тагиле в 2001–2014 гг. не значится.
[31] Архив фонозаписей ЛАИ УрФУ. VII.14фн/50; VII.15 фн/51; ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 343 об.
[32] ЛАИ УрФУ. VIII 37р/5623 (II). Л. 31.
[33] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 380.
[34] Архив фонозаписей ЛАИ УрФУ. VII.14фн/50; VII.15 фн/51.
[35] Данная мысль рассыпана практически по всем работам Ирадиона Уральского. См., например: ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 450–451.
[36] ЛАИ УрФУ. VIII 37р/5623 (II). Л. 1 об.
[37] Зольникова Н. Д. Мемуары А. Г. Мурачева, сибирского старовера-часовенного (конец XX – начало XXI в.) // Традиции отечественной духовной культуры в нарративных и документальных источниках XV–XXI вв. Новосибирск, 2010. С. 213–288.
[38] ЛАИ УрФУ. VII.315р/5624. Л. 397 об.
Создано / Изменено: 20 декабря 2016 / 30 октября 2017
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478
Мы в социальных сетях: