Собрание необходимо рассматривать в комплексной связи с аналогичным территориальным собранием, хранящимся в Библиотеке РАН в Санкт-Петербурге – Вятским (собр. N 74), насчитывающим более 500 старопечатных книг и рукописей XV–XX в. Кировский фонд Уральского университета начинает свое формирование с 1978 г. – первой разведочно-поисковой экспедиции на Вятку. В этом же году часть рукописных книг (4 ед. хр.), приобретенных уральскими археографами в результате полевой работы, была передана на постоянное хранение в Кировскую областную библиотеку им. А.И. Герцена.
Комплексные археографические исследования проводились по преимуществу в южных районах Кировской области. Старообрядческое население региона составляют федосеевцы, в меньшей мере австрийцы, а также проживающие компактно на незначительной территории филипповцы.
На данный момент в собрании насчитывается 203 рукописи (XVI–XX вв.) и 278 старопечатных книги (XVI–XX вв.).
Отличительной особенностью рукописной части собрания является почти полное отсутствие богослужебной литературы, обращающейся в домашнем обиходе (Псалтирь, Часовник, Святцы, сборники канонов), что можно объяснить результатами деятельности местной старообрядческой типографии Л.А. Гребнева в начале XX в.
Старейшая рукопись – Пролог (март-август) XVI в. (15р/719): Сборник слов и поучений датируется второй половиной XVII в. (33р/1291): «Поморские ответы» в списке конца ХVIII – начала XIX в. богато иллюминированы (114р/4613). В собрании хранится единственный в коллекции сборник духовных стихов «в лицах» (93р/4214). Миниатюры сборника композиционно построены по типу клейм, что дает возможность изобразить сразу несколько моментов сюжета, и представляют собой мелкие контурные рисунки примитивного характера, раскрашенные акварелью. Они интересны своей свободной интерпретацией текста стихов, живым и непосредственным исполнением.
Среди певческих рукописей собрания находится сборник, объединяющий в себе трехкнижный цикл: Обиход избранный, Ирмологий и Устав пению (50р/1461). Обиходник и праздники на крюковых нотах (7р/570) включают в себя редкие виды роспевов: «Большим роспевом» – Всяко дыхание, Святый Боже, Единородный сыне; «Большим знаменем» – Святый Боже; «Простым роспевом» – Достойно есть. Встречаются в собрании и сборники избранных песнопений, составленные с учетом нужд местной литургической традиции (51р/1462, 59р/4011), сборники духовных стихов на крюках (17р/764).
В старообрядческих сборниках учительного, полемического, эсхатологического характера местной рукописной традиции мы находим сочинения деятелей раннего раскола: «Ответ православных благочестия поборников о символе православныя веры» Федора Иванова; «Сказание о претерпении истинных догмат православныя веры патриархом Никоном Московским при царе Алексее Михайловиче» (14р/718); приписываемое иноку Феоктисту слово «О антихристе и о тайном царствии его»; памятники соловецкого цикла (30р/1077), а также произведения старообрядческих авторов XVIII–XIX вв. – Ивана Алексеева, Сергея Гнусина (31р/1078), «расколоучителей» – федосеевцев, действовавших на Вятке в конце ХVIII в. (Трофим Иванович, Андрей Михайлович и др. – 16р/727; 71р/4023). В числе оригинальных эсхатологических сочинений XIX в. известная пока в одном списке «Русская Острономия» (58p/1831).
Традиционная крестьянская письменность представлена заговорами (29р/832), апокрифами (54р/1827; 56р/1829), духовными стихами (некоторые из них, вероятно, местного происхождения – 17р/764), интересны поминальники как отдельных крестьянских семей и родов, так и целых деревень (13р/576; 18р/765). В крестьянских сборниках мы находим материалы соборов местных старообрядцев-федосеевцев, «Родословие филипповского согласия» и связанный с ним комплекс историко-полемических сочинений и материалов соборов вятских филипповцев конца XIX–XX в. (21р/811; 22р/812; 23р/813 и др.). Один из сборников историко-литературного содержания включает в себя Устюжский летописец (конца ХVIII – начала XIX в. – 1065678). Светский сборник стихотворений А. Попова 1875–1887 гг. снабжен рисунками автора (89р/4210). Из фундаментальных комплексов собрания следует упомянуть материалы архива Д.А. Метелева (1897–1987; 98р/4219 – 108р/4229), а также архив А.И. Колесникова, содержащий около 800 писем за 1960–1980-е гг. – 143р/4642).
Среди старой печати для XVI в. отмечается преобладание книг немосковских изданий. В их числе федоровские – Евангелие учительное, Заблудов 1569 г. (53п/2453) и Библия, Острог, 1681 г. (83п/2915); гарабурдинские – Октоих, Вильно 1582 г. (16п/2272) и Евангелие учительное, Вильно, ок. 1580 г. (15п/2271); издания Мамоничей Апостол «с привилеем», Вильно, после 1595 г. (32п/2297) и Евангелие, Вильно, 1600 г., без сигнатуры (130п/3108). Московская печать представлена невежинскими изданиями – Триодь постная, 1589 (2п/2255); Октоих, ч.2, 1594 (23п/2281; – второй экземпляр – фрагм. (114п/29б9).
Среди изданий ХVII в. преобладают московские, из них 9 – первой четверти столетия, в том числе Триодь цветная 1604 г. (ЗЗп/ 2298) и Триодь постная печати Ивана Невежина 1607 г. (91п/2923), Устав, напечатанный Анисимом Радишевским в 1610 г. (35п/2311); Псалтырь (12п/2268) и Минея октябрьская 1619 г. (174п/3105).
22 издания – второй четверти ХVII столетия (среди них – издания В.Ф. Бурцова: Шестоднев, Апостол, Псалтирь, Минея октябрьская). Немосковская печать конца ХVII в. представлена книгами типографий Унева, Могилева. Киево-Печерской Лавры. Старообрядческое книгопечатание ХVIII – первой половины XIX в. представлено книгами с выходными данными различных центров – Вильно, Почаев, Клинцы, Супрасль и др. Некоторые из этих изданий в библиографии не учтены, как, например, Пролог (июнь-август), выпущенный после 1803 г. с ложным выходом «1798 г.» (79п/2911), другой виленский Пролог зимнего цикла, имевшим ложный выход «1791 г.», фактически появился после 1804 г. (18п/2276), так же после 1804 г. был напечатан в Вильно и Канонник-семидесятник с ложным выходом «1798 г.» (25п/2284).
В коллекции встречаются отдельные издания синодальной и единоверческой печати. Особый интерес представляет значительная коллекция (более 20 наименований) книг старообрядческой типографии Л.А. Гребнева, действовавшей в 1909–1918 г. в селе Старой Тушке (Малмыжский уезд Вятской губернии), а также связанной с ней московской типографии Г.К. Горбунова (лубочная картинка, каталоги).
Среди тушкинских изданий преобладают книги, рассчитанные в основном на крестьянскую среду (Псалтирь, Часовник, Святцы, каноны, Азбука), а потому имеющие весьма скромные цены, чтo видно из «извещений», выпускавшихся Л.А. Гребневым с целью ознакомления потребителя с продукцией своей типографий. Тушкинский типограф выпускал также своеобразное «родословие» местных федосеевцев – «О степени отеческой». Хочется упомянуть еще и о том, что в собрании хранятся книги с автографами Л.А. Гребнева, а также фотодокументы из его семейного архива (в экспозиции научно-учебного музея представлены образцы типографского оборудования, вывезенные археографами из с. Тушки). Большинство книг собрания несет на своих листах записи и читательские пометы XVI–XX вв. (упоминаются сотни имен).
Создано / Изменено: 24 июня 2016 / 23 ноября 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478