Среди городов-заводов Свердловской области Нижний Тагил на особом счету. Крупный машиностроительный и металлургический центр славился не только промышленным и горным делом. Здесь уже в середине XVIII в. существовали старообрядческие книгописные мастерские, нижнетагильский «маляр»-иконописец Тимофей Заверткин, родом из крепостных крестьян, был одним из создателей оригинальной литературы мастеровых и работных людей, приписных крестьян Урала и Сибири. Остатки некогда разветвленной системы старообрядческих пустынножительств, окружавших Нижний Тагил (как, впрочем, и любой из демидовских заводских центров), существовали здесь вплоть до наших дней (последний скит перестал функционировать в начале 80-х гг. XX в.).
Нижнетагильское собрание было сформировано в результате полевых изысканий уральских археографов в Нижнем Тагиле и его окрестностях (Черноисточинск, Висим, Висимо-Уткинск, Дрягуново, Краснополье, Синегорский и др.) в 1976–2001 гг. Старообрядчество района к настоящему моменту представлено, по преимуществу, часовенным согласием, в отдельных населенных пунктах – поморским и австрийским, незначительное влияние имеют лучинковцы (одно из направлений бегунства).
Книжно-рукописный фонд собрания, насчитывающий 324 рукописей и 141 старопечатную книгу, сформирован на основе старообрядческих библиотек. Рукопись ХVII в. одна – сборник житий святых, относящийся к 80-м гг. (144Р/1309). Книжно-рукописная традиция ХVIII–ХIХ вв. представлена богослужебной, учительной, полемической, апокрифической литературой, духовными стихами, документальными материалами.
Фундаментальный комплекс разнообразных письменных источников представляет архив Ф.И. Аникина 20-х – 70-х гг. XX (19р/170). Он состоит из писем, документальных материалов, стихотворений последнего, являющихся своеобразными сатирическими обличениями висимской старообрядческой общины («архипастырские пауки, наивные проповедники») и свидетельствует об активной, но не всегда корректной полемике между авторитетами местного старообрядчества по некоторым культовым и организационным вопросам. В составе сборников мы находим сочинения Максима Грека, Иосифа Волоцкого, Спиридона Потемкина, Симеона Денисова, выписки из «Пчелы», «Измгарагда», «Хронографа», «Великого Зерцала», Четьих Миней, апокрифические «Сны царя Мамера» и др. Из поздних старообрядческих сочинений следует упомянуть сочинения старообрядцев часовенных о священстве, церковных таинствах, «Ответы австрийцам. Письмо из Турции в Москву против белокриницких» (5р/156), полемическое сочинение о священническом сане (34р/185), «Увещание, бывшее в духовной консистории, и ответ Мартинов к архимандриту и попу» (62р/213) и многое другое.
Среди певческих рукописей собрания XVIII-XIX вв. трехкнижный сборник, традиционный для древнерусской музыкальной практики: Октоих, Праздники, Трезвоны конца ХVIII – начала XIX в. (104р/528), четырехкнижный сборник, содержащий избранные песнопения из Октоиха, Ирмология праздничного, Трезвонов и Обихода конца ХVIII – начала XIX в. (95р/519). Из крюковых сборников внебогослужебного содержания следует выделить сборник духовных стихов (218р/4644). Единственная в собрании нотолинейная рукопись на квадратной ноте ХVIII в. (3р/154), принадлежавшая согласно записи дьячку Архангельской церкви Ревдинского завода, по своему содержанию не отличается от Ирмологионов украинского происхождения, объединявших в своем составе песнопения нескольких книг. Эта рукопись примыкает, по-видимому, к киевской традиции, широко распространенной в списках до выхода в свет синодальных печатных нотных изданий 1772 г. и позднее этого времени. Отдельные крюковые рукописи содержат редкие виды роспевов: «Большой» роспев «Трисвятое» (96р/520). «Аппекалаф» 2-строчный роспев раннего многоголосия: «Не отврати лица» (213р/1843) и др.
В числе лицевых рукописей – «Страсти Христовы» конца ХVIII – начала XIX в. (133р/747). Миниатюры «Страстей» выполнены в традиционной манере. Их композиционная структура и трактовка образов в основном следуют сложившейся иконографии этого сюжета. При этом миниатюры отличаются особой живописностью и тонкостью колористического решения.
Старая печать в собрании чрезвычайно интересна, прежде всего, тем, что она отражает практически все этапы русского печатания. Особенно ценны издания Московской, так называемой анонимной типографии, вышедшие до 1564 г. – официальной даты начала русского книгопечатания: Триодь постная, около 1556 г. (57п/2308) и Евангелие среднешрифтное, около 1558–1559 г. (49п/1993). В Триоди постной кое-где не пропечатаны киноварные буквы и целые слова, и пропуски, были заполнены от руки, видимо, еще в типографии и, вероятно, одним из первопечатников. Экземпляр среднешрифтного Евангелия содержит на полях записи прежних владельцев XVI–XVII вв. рассказывающие о том, что в 1577 г. Микула Иванов сын Серков дал вкладом эту книгу в церковь св. Фрола в Москве «в Мясники», а в 1613 г. она вкладывается Афанасием Ащериным в знаменитый Старицкий монастырь под Москвой.
В собрании хранится экземпляр Львовского Апостола 1574 г., напечатанного Иваном Федоровым (50п/2000), а также книги последователя первопечатника – Андроника Тимофеева Невежи: Триодь цветная 1591 г. (95п/2769); Октоих, Ч.2. 1594 г. (51п/2002); экземпляр Апостола «с привилеем» Виленской типографии Мамоничей, 90-е гг. XVI в. (60п/2736); книги, напечатанные а Москве сыном Андроника Невежи – Иваном Андрониковым Невежиным: Триодь цветная 1604 г. (92п/2746), Триодь постная 1607 г. (3п/2104), Апостол 1606 г. (71п/2678); печатником В.Ф. Бурцевым – Минея служебная (сентябрь) 1636 г. (79п/2688), Апостол 1638 г. (14п/2114); Московским Печатным двором ХVII в. (более 20 ед. хр.).
Интереснейшие записи есть на многих кодексах XVII в. Так, Октоих, Ч.2, 1683 г. напечатанный на Московском Печатном дворе, носит на своих листах вкладную 1684 г. в Заиконоспасский монастырь в Москве Сильвестра Медведева – выдающегося писателя и общественного деятеля той эпохи (53п/2250). Апостол 1606 г. напечатанный И.А. Невежей, согласно записи второй половины 60-х гг. XVII в. был «положен по душе» верхотурского сына боярского Юрия Арсеньева в церковь Арамашевой слободы в Верхотурском уезде (71п/2678). Бурцовский Апостол 1638 г. уже через два года после его выхода вкладывается дворянином Петром Андреевичем Глядковым с детьми в основанный им Оранский Богородицкий монастырь под Нижним Новгородом (14п/2114) и т.п.
Печать ХVIII – начала XX в. в собрании представлена продукцией типографии Киево-Печерской лавры, старообрядческими изданиями типографий Вильно, Гродно, Могилева, Супрасля, Ясс и др. Среди них наиболее интересны определяемые исследователями как «могилевские»: Месяцеслов, датируемый примерно 1732–1733 гг. (9п/2110), Псалтирь, относящаяся к 60-м гг. ХVIII в. и перепечатанная с издания 1645 г. с ложным выходом «Могилев, 1711» (38п/ 2138). В собрании встречаются издания, не учтенные в библиографии: Часовник, Вильно, вышедший не ранее 1791 г. (10п/2111); другой виленский Часовник был напечатан не ранее 1797 г. (27п/2127); виленская Псалтирь, имеющая ложный выход «1791», фактически появившаяся не ранее 1803 г. (57п/2402).
Создано / Изменено: 3 июня 2016 / 23 ноября 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478