Сформировано в результате деятельности археографических экспедиций в 1976–1996 г. на территории Шатровского района Курганской области – одного из зауральских районов с древней и интересной старообрядческой традицией. Собрание значительно по своему составу и включает в себя 264 рукописных кодекса и 77 книг старой печати. Оно сформировано на основе библиотек старообрядцев часовенного согласия.
Рукописная традиция представлена богослужебной, учительной, певческой, апокрифической литературой, а также рядом исторических и полемических сочинений крестьян-старообрядцев. Хронологические рамки рукописей: начало ХVII – вторая половина XX в.
Древнейшая рукописная книга: Минея служебная на июль-август начала ХVII в. (17р/1142). Остальные кодексы охватывают более поздний период – начало XVIII – XX в. В числе интересных источников по истории местного старообрядчества: Соборное уложение Тюменского собора 1832 г. (46р/92); Сборник с «Посланием о вере» конца XIX – начала XX в. (81р/859); Сборник, содержащий список «Рукописи о древних отцах» конца XIX – начала XX в. (78р/855). Немалый исторический интерес представляют материалы решений поместных старообрядческих соборов: Собор 1905 г, в д. Солобоевой (37р/83), соборное уложение в с. Шатрово 1916 г. (203р/1446); бытовая переписка старообрядцев (53р/400; 161р/939; 173р/951 и др.). Из документальных источников в собрании хранится также Приговор Теренкульского сельского схода 1898 г. (116р/894).
Поражает обилие четьей литературы в соотношении с богослужебной, составляющей большую половину фонда, что свидетельствует о высоких читательских запросах крестьян-книголюбов. В числе повестей для чтения, бытовавших в старообрядческой среде, мы находим произведения древнерусской литературы: Житие Бориса и Глеба (фрагм.); Знамение иконы Богородицы в Новгороде (1р/34); Житие Варлаама Хутынского (фрагм. – 52р/98), История Саввы Романова о стрелецком восстании 1662 г. в Москве (13р/46); апокрифы: «Сон пресвятой Богородицы», «Беседа трех святителей» и многое другое.
Более 20 рукописей содержат в себе духовные стихи (некоторые, вероятно, местного происхождения). Имеется несколько списков лечебных заговоров, отличительной особенностью которых является сочетание христианских образов с традиционно-фольклорными. Так, например, в заговоре «от ногтя» наряду со сказочным «светлым месяцем» приводится образ Христа (232р/1914).
Старопечатные издания представлены книгами В.М. Гарабурды: Евангелие учительное 1580 г. (31п/200); Московского Печатного двора: 1618-1662 г. (20 ед. xp.); старообрядческих типографий. В числе последних хочется отметить редко встречающийся Часовник, изданный около 1773 г. с ложным выходом «Могилев, 1713» (68п/2801), а та же на учтенную в библиографии виленскую Псалтырь, напечатанную не ранее 1803 г. с ложным выходом «1791 г.» (10п/2051).
На большинстве кодексов собрания многочисленные записи и пометы (имена писцов, читателей, вкладчиков и т.д.). В числе наиболее старых записей, свидетельствующих о бытовании книг в урало-сибирском регионе, – вкладная царя Михаила Федоровича в одну из сибирских церквей 1628 г. (31п/2001).
Создано / Изменено: 24 июня 2016 / 24 июня 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478