Название собрания в некоторой степени условно и не отражает региональности его формирования, поэтому следует обратить внимание исследователя на компилятивность фонда. Первоначально укомплектованное в результате полевой археографической работы (в основном в р-нах Шарташ, Широкая Речка), собрание в дальнейшем пополнялось, по преимуществу, за счет отдельных поступлений как от граждан города и области (в т.ч. от В.Г. Белкиной. М.В. Нечеухина, составляющих в собрании значительные комплексные библиотеки), так и приезжих. Поэтому география книжных поступлений достаточно широка – от Ярославля до Бийска. Компилятивно-синтетический принцип пополнения собрания отразился и на его объеме – это самое большое собрание научной библиотеки (386 рукописей, 251 старопечатная книга).
Рукописей XV–XVII вв. в собрании немного. Это, прежде всего, орнаментированное Евангелие учительное конца XV – начала XVI в. (9р/48); Евангелие тетр. второй половины XVI в. (222р/4471); Апостол XVI в. (107р/1301); Измарагд, датируемый 40-ми гг. XVII в. (121р/1424); рукописи знаменной нотации: пометные Праздники второй половины XVII в., содержащие редкий вид роспева – «большой», автор которого пока не установлен (132р/1755); Праздники конца XVII – начала XVIII в. с пометной правкой по всему тексту, проводившейся по какому-то образцовому протографу, известному писцу (29р/504). Этот список интересен еще и тем, что в конце его приводится Фитник и строки знаменные из Ирмосов и Октая с исправленным нотным и поэтическим текстом.
Сборник певческий конца XVII – начала XVIII в. – певческая книга поздней древнерусской традиции – пометный, призначный т.е. несущий на себе печать деятельности Второй комиссии (131р/1754). Из рукописей XVI–XVII вв. следует отметить Трезвоны на крюковых нотах, пометные, конца XVII в. (219р/4468), а также фрагмент рукописи начала XVI в. (1 лист) с указом церковной службы на дни храмовых праздников (279р/4749).
В массе своей рукописи фонда хронологически ограничены рамками ХVIII–ХХ вв. – временем наибольшего развития старообрядческой книгописной традиции и отражают все основные ее направления:
1. Воспроизводство канонических, и литургических текстов, связанное с нарастаюим недостатком печатной продукции, соответствующей богослужебной практике «древлего благочестия». Среди них: Псалтирь конца XVIII в. (3р/7); Минея праздничная середины XVIII в. (8р/13); Часовник последней четверти XVIII в. (60р/1080); многочисленные сборники канонов (4р/10; 20р/151; 37р/668; 38р/671) и т.д. Примечательным примером отношения к богослужебной литературе, к авторитетности древлепечатных текстов может послужить рукописная Псалтирь 20-х гг. XIX в. с фрагментами 3 (!) старопечатных изданий: печати В.Ф. Бурцова 1634 г., Московского печатного двора 1649 г. и Почаевской типографии второй половины 80-х – начала 90-х гг. XVIII в: (63р/1165).
2. Произведения старообрядческой полемической и эсхатологической литературы, послания, письма, постановления поместных соборов встречающиеся как в составе разного рода сборников, так и самостоятельно. Среди подобных: старообрядческий сборник 20-х гг. XIX в. включающий в себя «разговори с Симеоном Дионисьевичем Иоанна Ивановича о святем крещении…» (1р/4); старообрядческий Сборник-конволют начала – первой трети ХVIII в., содержащий среди прочего «Послание юзника Феодора диакона от него ис темницы к сыну его Максиму» (13р/145), Поморские ответы первой трети XVIII в. (5р/11), сборник конца XIX – начала XX в. с посланием «кинешемских и казанских низовых стран от настоятеля Андрея Михайловича к поморцам Троицкого завода Осокина Оренбуржской губернии (39р/674); бегунские сборники XIX в. содержащие оригинальные старообрядческие сочинения (43р/725; 96р/1219); эсхатологический сборник сочинений А. Денисова и И. Алексеева (12р/144).
3. Сборники, содержащие апокрифы, исторические сочинения, духовные стихи: сборник, в ХVIII в. принадлежавший усольскому крестьянину И. Хилкову, с историческим рассказом о военных действиях Миниха в 1734 г. в Прибалтике и Польше (взятие Вемсельминской крепости), Сказанием об Азовском сидении, апокрифическими повестями об Адаме, царе Соломоне и т.п. (2р/6); сборник апокрифов середины XIX в. (17р/149); сборник смешанного состава последней трети XVIII в., включающий сны царя Мамера, притчу о богатых и т.д. (11р/143), сборники духовных стихов (18р/150, 57р/833), заговор «от живота» (186р/4165) второй половины XX в. и многое другое.
Среди рукописей певческой традиции XVIII – начала XX в. в Свердловском собрании встречаются трехкнижные сборники: Азбука, Октоих, Обиход (103р/1227), Октоих, Ирмологий, Обиход (131р/1754); характерные для поздней старообрядческой традиции сборники отдельных песнопений (53р/816; 95р/112, 140р/1734 и др.).
Многие певческие рукописи собрания содержат редкие виды роспевов древнего происхождения. Наиболее замечательны «опекаловский»: Святый Боже, Трисвятое надгробное (135р/1758); «Московскаго роспева»: Великаго пастыря началник (68р/1179). В одном из Обиходов встречается «иргизский» роспев (28р/503). Имелся в обиходе певчих и свой «екатеринбургский» роспев (52р/815). Из нотолинейных рукописей на круглой ноте – сборники избранных песнопений из Обихода (71р/1182; 155р/1901). Они представляют собой перевод знаменных песнопений на современную нотацию, и отражают общественный интерес начала XX в. к старинной культуре и старообрядческому пению.
Среди источников, не относящихся к истории старообрядчества, представляет определенный интерес рукописный журнал начала XX в. офицера русской армии Е. Клопова, включающий в себя стихи разных авторов, а также географические записки о Порт-Артуре и городах Китая (54р/817), краеведческие материалы, собранные П.Г. Топорковым, «о сказаниях и легендах о царе Кучуме» 1975 г. (47р/755).
Делопроизводственные материалы в собрании представлены комплексом документов 1728 г., состоящим из двух челобитных жителей Томского уезда И.М. Конина и И. Трофимова и резолюции на одну из них майора А. Каратаева (32р/563), а также регистрами входящим и исходящим делам «Екатеринбургской золотого и серебреннаго искусства цеховой управы» за 1811–1821 гг. (58р/1034). Из рукописей некирилловской традиции: 2-я сура Корана «Корова» (21р/315).
Среди старопечатных книг собрания семь XVI в.: Львовский Апостол Ивана Федорова 1574 г. (124п/2825); Евангелие тетр., напечатанное в Вильно Петром Мстиславцем в 1575 г. (32п/2301); два экземпляра знаменитой Острожской Библии 1581 г. (29п/2150; 123п/2824); Триодь постная печати Андроника Невежи 1589 г. (45п/2371), Апостол «с привилеем» после 1595 г. и Евангелие учительное 1595 г. Виленской типографии бр. Мамоничей (74п/2590; 125п/2826). Книг XVII в. – 49. Большим количеством экземпляров представлена продукция Московского Печатного двора. В их числе Октоих Ч.2., печати Н.Ф. Фофанова и П.В. Федыгина 1618 г. (50п/2412): Минея служебная (ноябрь) печатника И. Кириллова 1623 г. (10п/1993); Минея служебная (май) 1626 г. (83п/2618) и др. Кроме московских изданий в коллекции есть книги других типографий ХVII в.: Виленской (115п/ 2725), Кутеинской (136п/2885), типографии Киево-Печерской лавры (82п/2614; 112п/2719).
Книги XVI–XVII вв. имеют на своих листах большое количество записей того периода. В числе книжных вкладчиков упомянуты в скрепах царь Михаил Федорович (126п/2827), патриарх Адриан (99п/2637), представители высших сословий, подьячие, духовные лица, посадские, крестьяне.
В числе книг старообрядческой печати ХVIII–ХIХ вв. встречаются и не учтенные в библиографии образцы книжной продукции: Часовник, вышедший в Клинцах после 1787 г. (56п/2438); Виленская Псалтирь с ложным выходом «1791» г., фактически напечатанная не ранее 1803 г. (47п/2377) и некоторые другие.
Создано / Изменено: 3 июня 2016 / 23 ноября 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478