Образовано в результате археографических поисков в Шалинском районе (Свердловская область), а также в граничащих с ним на западе Суксунском и Кишерском районах (Пермская обл.). Экспедиции, проводящиеся на данной территории с 1975 г., позволили собрать значительную коллекцию рукописей (118 ед. хр.) и книг старой печати (32 ед. хр.). Собрание продолжает пополняться за счет библиотек старообрядцев часовенного к белокри-ницкого согласий.
В числе книг рукописного фонда: Хронограф редакции 1617 г., датируемый по почерку и бумаге 20-ми гг. ХVII в. Запись, сделанная модной во второй половине ХVII в. латиницей, свидетельствует о принадлежности книги «Осипу Гришмееву сыну Сибиряку» (1р/1). В числе кодексов ХVII в. также фрагмент сборника первой трети ХVII в. (30р/126); Пролог осенний (фрагмент), определяемые 40-ми гг. ХVII в. (71р/828); Праздники на крюковых нотах, конца ХVII в. (44р/488), Служба на праздник явления Богородицы, конца ХVII в. (23р/119).
Лицевой Апокалипсис первой трети ХVIII в. (42р/421) можно поистине назвать жемчужиной собрания. Талантливый рисовальщик вполне усвоил приемы, выработанные в рамках новых веяний культуры (заметно влияние западной гравюры, когда рисунок штрихом подражает линиям резца). Обученный по-новому художник, тем не менее не собирался принимать новые политические истины петровского времени. Этим объясняется довольно свободное обращение автора иллюстраций с канонической традицией «лиц» (ее умышленная поправка с учетом исторических реалий). Например, в образе Антихриста, спасающегося от небесного воинства, представлен портретно узнаваемый император Петр I. Основным средством художественной выразительности становится колорит, построенный на сочетании двух основных цветов, в сопоставлении дающий яркий контраст – красного и зеленого, которые символизируют божественный огонь и все земное. Характерно, что все силы зла олицетворяются художником с нововведениями: города на рисунках изображены с элементами западноевропейской архитектуры, корабли снабжены, такелажем петровского флота и т.д.
В составе рукописного фонда ХVIII–ХХ вв.: Измарагд XIX в. (76р/1086); «Зерцало душезрительное» XIX в. (90р/1362); «Повесть о Варлааме и Иоасафе», XIX в. (41р/63); выписка из «Олонецких ответов» XX в. (10р/107); старообрядческое сочинение: «Ответы на вопросы перекрещенцев» XX в. (7р/104); выдержки из «нравоучений Филиппу» XX в. (15р/111), апокрифическое «Сказание о 12-ти пятницах» XX в. (47р/631). Интересны встречающиеся в собрании заговоры. Так, списанный нами заговор «Хоть от чего» является традиционной присушкой. Передавая заговор, информант отметил его историческую глубину и своего рода фамильную принадлежность (98р/4170). По оформлению и по использованию образов святых наиболее связан с рукописной традицией сборник заговоров, направленных на сохранение пчел (19р/115).
Книги литургического свойства в собрании не превалируют и, в основном, представлены традиционным для старообрядчества кругом богослужебной литературы (Псалтирь, сборники канонов, отдельные службы и молитвы). В числе документальных источников: «Входящий журнал Крюковской Рождественско-Богородицкой церкви Кунгурского уезда» первой четверти XX в. (70р/827).
Старопечатный потенциал собрания также не менее интересен. В его составе первая, точно датируемая русская книга – первопечатный московский Апостол Ивана Федорова 1564 г. (3р/1999); Триодь цветная 1597 г., напечатанная в Москве последователем «друкаря» Андроником Тимофеевым Невежей (16п/2253); издания Московского Печатного двора 1606–1663 гг. Многие книги имеют на своих листах скрепы ХVII-ХХ вв., повествующие о среде бытования кодексов. Так, например. Пролог (сентябрь–февраль) 1641 г. в 1646 (?) г. был «положен» в церковь Богородицы Владимирской в «новую» (Теплогорскую) пустынь на реке Юг для «поминания и душевного ради спасения» гостинной сотни торговыми людьми Иваном Иоакимовым «з братею», а уже в 1678 г. был продан «ветхости ради» Теплогорской пустыни старцем Павлом Козме Артемьеву (вероятно, стороннику «древлего благочестия»), купившему взамен «ветхих» новые Прологи (12р/2081); Шестоднев 1635 г. в июле 1672 г. положил вкладом в церковь, в вотчину Соловецкого монастыря, «в Шую Корелскую», книгохранитель Соловецкого монастыря Иона Москвитин по своим родителям и по своей душе (20п/2423); Требник мирской 1639 г. был куплен в Москве в 1620 г. (описка ?) «на Успенском вражку» у попа Викулы Тульским священником Симеоном Федоровым сыном Гостеевым (7п/2039). Интересен экземпляр московской Библии 1663 г. – 45-я тетрадь книги, вероятно, отсутствовавшая уже при покупке несброшюрованного блока, была вписана от руки с полного экземпляра. Поражает мастерская стилизация писцом заставок, орнаментальных рамок и шрифта издания (2п/2035). Книги ХVIII–ХХ в. представлены продукцией Синодальной типографии и старообрядческими изданиями. Среди последних, неучтенный в библиографии Часовник, напечатанный в Вильно после 1780 г. (14п/2083).
Создано / Изменено: 24 июня 2016 / 24 июня 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478