Было сформировано в результате двух комплексных фольклорно-археографических экспедиций; проведенных филологическим факультетом УрГУ в 1959 и 1963 гг. под руководством доктора филологических наук, профессора В.В. Кускова в Ныробском (верховья р. Колвы), Чердынском, Соликамском и, вероятно, некоторых других районах Пермской области.
Первые русские поселения на севере Пермской области возникли еще в XV в. и ознаменовали собой первоначальный колонизационный этап русского продвижения на восток – Урал и в Сибирь. Более активное освоение этих районов напрямую было связано со старообрядческими миграционными процессами, развернувшимися в ХVIII – первой половине XIX в. Своеобразная замкнутость края, удаленность от административных центров Российской империи привели к складыванию на его территории разветвленной сети старообрядческих сел и пустынножительств.
Собрание является замкнутым фондом, к настоящему моменту завершившим свое формирование. В нем 53 рукописных (XVI–XX вв.) книги и 34 – кирилловской печати (ХVII–ХIХ вв.).
Самая старая рукопись фонда – канонник с читательским (владельческим?) автографом «послуха Ондрюшки» (ХVII в.) – датируется рубежом XVI–XVII вв. (2р/13). Остальные рукописи более позднего периода (ХVIII–ХХ вв.) отражают развитие местной книгописной традиции. Круг читательских интересов местных крестьян старообрядцев бил достаточно широк и включал в себя литургические и учительные тексты, духовные стихи и апокрифические сочинения, заговоры. Жемчужиной собрания является рукопись середины ХVIII в., содержащая удивительный по красоте плач «Сердца болезна сестры убодающь остен...», написанный на смерть известного выговского деятеля Гаврилы Семенова Украинцева, жившего на уральских демидовских заводах и занимавшегося распространением старообрядческого учения (47р/561).
В числе первых следует упомянуть фрагмент старообрядческого чина крещения XIX в.(32р/453).
Лицевые Страсти Христовы (53р/1076) манерой исполнения и стилистикой своих 37 миниатюр характеризуют пермскую книжно-рукописную традицию и выявляют основные закономерности художественного оформления поздних рукописей в целом. Автор миниатюр отталкивается от общепринятых композиционных принципов, выработанных в процессе бытования «Страстей». Тем не менее, они обладают своеобразием и оригинальностью за счет проникновения в их стилистику традиций народного искусства Прикамья.
Среди книг кирилловской печати особого внимания заслуживает Маргарит Иоанна Златоуста, напечатанный в Остроге в Братской типографии в 1595 г. (1п/2005), а также неучтенный в библиографии Часовник, выпущенный около 1620 (7123) г. на Московском Печатном дворе (18п/2022). В целом в собрании среди старопечатных книг XVII в. следует отметить количественное преобладание Псалтирей и Часовников: из 7 образцов печатной продукции ХVII в. (Московский Печатный двор) – 3 Часовника и 2 Псалтири (1 фрагм.). Эти книги печати ХVII в. редко сохраняются до наших дней по причине их активного использования в домашнем богослужении, а также в качестве, пособия при обучении грамоте. Печать XVIII–XIX вв. представлена старообрядческими изданиями.
Создано / Изменено: 24 июня 2016 / 24 июня 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478