Сформировано в результате работы ЛАИ в Челябинской области (Златоуст, Миасс, Чебаркуль, Катав-Ивановск, Куса, Юрюзань) в 1976–1991 гг. Собрание насчитывает 47 рукописей и 36 книг кирилловской печати и пополняется за счет библиотек старообрядцев поморского, часовенного, белокриницкого согласий.
Рукописи собрания хронологически охватывают ХVII–ХХ вв. Самая старая – Триодь постная и Цветная на крюковых нотах, пометная относится ко второй половине ХVII в. (38р/1647), Кодекс, содержащий в себе Стоглав и выписки из Кормчей, датируется концом ХVII – началом ХVIII в. (37р/1646). Рукописная традиция ХVIII–XХ вв. представлена книгами богослужебного, учительного, полемического, эсхатологического характера, духовными стихами, апокрифами, оригинальными старообрядческими сочинениями. В числе последних следует упомянуть сочинение о формах браков конца XIX в. (36р/1596), «Историю старыя веры в Златоусте и в округе... середины XX в. (27р/844), мемуарные воспоминания Василия об отце Гаврииле (иноке-схимнике Южного Урала) второй половины XX в. (13р/419) и многие другие. Старообрядческий сборник второй половины XIX в. содержит житийную редакцию древнерусской Повести о Петре и Февронии (32р/955). К иллюминированным в народно-примитивной манере рукописям относится Евангелие, переписанное в 1863 г. с Виленского издания 1790 г. (20р/534). Интересны старообрядческие гектографированные, издания конца Х1Х-начала XX вв. Д.В. Батова (Тула), П.М. Безводина (Сызрань) и др.
Печать собрания имеет хронологические рамки: 1581 г. – начало XX в. Острожская Библия И. Федорова 1581 г. (12п/2302), одна из 6 федоровских Библий в коллекции УрФУ, в отличие от других экземпляров научной библиотеки уникальна. Ее листы исписаны сотнями приписок и замечаний к библейскому тексту. Сделаны они одним почерком на русском, греческом, латинском языках в самом конце ХVI в. В приписках речь идет о спорах, которые велись в то время на Руси и на Украине; о том, допустимо ли холопство, как следует относиться к церкви, как противостоять наступлению римско-католической экспансии на Украину и Белоруссию. Автором приписок, по мнению Р.Г. Пихои, изучавшего глоссы на книге, вероятно, был русский эмигрант, близкий к князю Андрею Курбскому и бывшему игумену Троице-Сергиева монастыря Авраамию, обвиненному в Москве в том, что он разделял взгляды еретиков.
В отношении записей на книгах (их формулярно-тематического многообразия) собрание, пожалуй, одно из наиболее интересных. Так, Новый 3aвет с Псалтирью, напечатанный в Вильно братской типографией в 1596 г. и в конце XVIII – начале XIX в., пpинaдлeжaвший верейскому купцу А.Л. Занегину, носит на своих листах хронологические заметки об Отечественной войне 1812 г.: «1812 года июня 12 числа французы взашли в наши границы. 5 августа Смоленску взяли, 2 сентября в Маскву взашли...» и т.д. (17п/2449). Псалтирь с восследованием, выпущенная Московским Печатным двором в 1649 г., согласно запродажным скрепам XVII в. первоначально купленная в Муромском уезде в вотчине С.Г. Пушкина, в 1693 г. была продана дворовым человеком П.А. Лопухина-Большого, вероятно, как и его господин, относившимся с симпатией к сторонникам «древлего благочестия» (1п/2149). Другая Псалтирь с восследованием старообрядческой печати конца XIX в. испещрена записями И.С. Быкова о гражданской войне на Урале и др. (22п/2470).
Ярчайшим примером того, что книга в крестьянской старообрядческой среде являлась своеобразным семейным реликварием может служить трогательная запись, сделанная хозяйкой Месяцеслова единоверческой печати 1873 г. рядом, с аккуратно наклеенным на лист кодекса седым волоском, – «Волосок мамин, не тронте, мама померла 2 апреля 1957 года 2 чеса дня на последней неделе поста великаго». На листах этой же книги владелица записывает виденный ею сон, делает пометы хозяйственного и поминального характера (8п/2219). В отношении оформления примечательно Евангелие Московского Печатного двора 1619 г., переплет которого украшен роскошными иконописными медальонами ХVIII в., изображающими крест с предстоящими и символы четырех евангелистов (34п/3019).
В целом же по собранию печать представлена продукцией: XVI в. – Иван Федоров, Острог (Библия, 1531 г., шифр указан выше); Братская типография, Вильно (Новый Завет с Псалтырью, 1596 шифр указан выше); XVII в. – Московский Печатный двор; типографии Киево-Печерской лавры; ХVIII – начало XX в. – типографии единоверцев; старообрядческие книгопечатни с выходными данными: «Варшава», «Вильно», «Клинцы», «Кутеино» и др.; типографии Киево-Печерской лавры; Синодальная типография.
Создано / Изменено: 3 июня 2016 / 23 ноября 2016
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Контакты:
Тел. (343) 389 94 69
e-mail: lai@urfu.ru
Почтовый адрес:
620083, Екатеринбург
пр. Ленина, 51
Местонахождение лаборатории:
Екатеринбург, ул. Тургенева, 4, ауд. 478